0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акб 6ст-190 90 100 и 132: модельный ряд технические характеристики

Аккумуляторы стандарта 6СТ — запуск двигателя без проблем

Стандарт АКБ 6СТ-190 предназначен для использования на большегрузных автомобилях, трактора, автобусах и другой подобной технике. Другие стандарты используются для легковых машин и иных транспортных средств. Все об обозначении АКБ 6СТ, что оно означает и многое другие вы узнаете в статье.

Особенности АКБ

Маркировка АКБ несет в себе информацию о конструкции и свойствах данных устройств. Так, цифра 6 несет в себе информацию о том, сколько последовательно подключено аккумуляторов. А СТ – это означает «стартерная батарея», характеристика устройства по функционалу.

Цифры, идущие после 6СТ – это номинальная емкость в Ампер-часах. Для крупнотоннажных автомобилей это значение должно быть достаточно большим, для них не хватит 60 или 100.

А для легковых автомобилей выпускаются аккумуляторы на 55 Ампер/часов, 60, 100, 132 и более. Выбирать новое устройство необходимо исходя из рекомендованных производителем автомобилей показателей батарей.

Это стандартное обозначение согласно российскому ГОСТу. В мире более широко используется немецкий вариант, DIN, в виде пятизначного кода.

Наиболее распространенные стандарты

Хотя различных стандартов АКБ по ГОСТу 959-91 достаточно много, есть несколько наиболее распространенных. Именно на их выпуске сосредоточены большинство производителей.

  1. АКБ 6СТ-190. Используется для практически всей большегрузной техники. В перечень входят не только крупные автобусы, но также «Камазы» и другие подобные автомобили. Пусковой ток от 1000 до 1300 А.
  2. АКБ 6СТ-60. Используется для запуска бензиновых автомобилей, предназначен для моторов небольшого объема. Плюсом является небольшой размер и вес и при этом высокие характеристики, может иметь прямую и обратную полярность. Саморазряд достаточно низкий, срок службы долгий. АКБ СТ-60 – отличный выбор для небольших современных городских машин, может использоваться на отечественных автомобилях и иномарках.
  3. АКБ 6СТ-100. Модели такого типа могут использоваться на большинстве современных легковых машин. Плюсом является их универсальность. АКБ-100 – отличный выбор для машин Ауди, БМВ и других европейских, японских и американских марок.
  4. АКБ 6СТ-132. Предназначена для использования на автотракторной технике. Имеет особенно прочный корпус, способный выдержать значительное механическое воздействие. Может работать при низких температурах, а срок службы 6СТ-132 близок к обычному межремонтному периоду у машин такого класса.

В видео ниже — обзор популярных моделей 6СТ-66 от компании ISTA (автор ролика — Компания Электромотор).

Аккумуляторные батареи свинцовые стартерные для грузовых автомобилей типов 6СТ-75, 90, 132, 182, 190

Общие сведения

Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные на номинальное напряжение 12 В предназначены для запуска двигателей грузовых автомобилей и питания их бортовой электросети.

Структура условного обозначения

ХСТ-ХХХ:
Х — количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
СТ — стартерная;
Х — номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда,
А·ч (75, 90, 132, 182, 190);
ХХ — исполнение А с повышенными электрическими характеристиками
и общей крышкой, исполнение ЭМ — корпус и крышка
аккумулятора из эбонита, сепаратор — из мипласта, исполнение
ТМ — корпус и крышка аккумулятора из термопластмассы,
исполнение Н — с пластинами намазного типа.

Условия эксплуатации

Аккумуляторные батареи выполнены в климатическом исполнении У с категорией размещения 2 (ГОСТ 15150-69). Они работоспособны при относительной влажности окружающей среды, не превышающей 95+3% при 35°С, в рабочем интервале температур от минус 40 до 60°С (для батарей исполнения А — от минус 50 до 60°С). Рабочая температура электролита не должна превышать 50°С. Высота размещения батарей над уровнем моря — не более 3000 м.
Работоспособность батарей поддерживается в условиях длительных вибрационных нагрузок (ГОСТ 20.57.406-81), при ускорении 14,7 м/с 2 (1,5 g) и 19,6 м/с 2 (2 g) с частотой до 60 Гц. Допускаются кратковременные вибрационные нагрузки при ускорении 49 м/с 2 (5 g) с частотой до 30 Гц.
По технике безопасности батареи соответствуют ГОСТ 12.2.007.12-75, «ССБТ. Источники тока химические. Требования безопасности». Батареи должны эксплуатироваться на машинах в соответствии с согласованной применяемостью, установленной ГОСТ 2.124-85.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи хранятся в закрытых помещениях при температуре от минус 50 до 50°С. При хранении батареи устанавливаются в один ярус выводами вверх, при этом должен быть обеспечен свободный доступ к ним и защита от попадания прямых солнечных лучей.
При постановке на хранение пробки на батареях должны быть плотно ввинчены, герметизирующие детали (пленка, выступы на пробках и др.) не должны удаляться.
По окончании хранения проверяется состояние мастики на батареях, и в случае обнаружения трещин удаляют их путем оплавления слабым пламенем газовой горелки или электрическим паяльником.
Трещины мастики на батареях, находящихся в эксплуатации, должны устраняться только в аккумуляторных цехах с соблюдением мер предосторожности против взрыва.

Нормативно-технический документ

ТУ 16-563.041-86;ТУ 16-563.042-86;ТУ 16-563.043-86;ТУ 16-563.045-86;
ТУ 16-729.384-83;ТУ 16-529.951-78;ТУ 16-729.297-81;ТУ 16-563.048-86;
ТУ 16-729.384-83;16-ЖШЦН563.412.012 ТУ;16-ЖШЦН563.412.008 ТУ;
ИЛАЕ 563.413.003 ТУ

Технические характеристики

Аккумуляторные батареи данных типов соответствуют техническим условиям, приведенным в табл. 1 совместно с техническими характеристиками батарей.

ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.042–86
ТУ 16-563.043–86
ТУ 16-563.045–86
ТУ 16-729.384–83
ТУ 16-529.951–78
ТУ 16-729.297–81

16-ЖШЦН563.412.012 ТУ
ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.045–86
16-ЖШЦН563.412.008 ТУ

ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.043–86
ТУ 16-563.045–86
ТУ 16-563.048–86

ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.043–86
ТУ 16-563.045–86
(ИЛАЕ563.413.003 ТУ)
ТУ 16-563.048–86
ТУ 16-729.384–83

182
190

ТУ 16-563.041–86
ТУ 16-563.043–86
ТУ 16-563.045–86
ТУ 16-563.048–86
ТУ 16-729.384–83

Тип батареиТехнические условияЕмкость при 20-часовом режиме разряда, А·чТок разряда в стартерном режиме при температуре электролита 18±1 ° C, АГабаритные размеры, ммМасса батареи, кг
длина Lширина Ввысота Нбез электролитас электролитом
Изготовитель – АО «Подольский аккумуляторный завод» (Подольск Московской обл.)
75
75
90
132
190
190
190
225
225
270
396
570
570
570
358
358
417,5
514
525
587
585
177
177
183
207
240
238
238
238
238
240
244
243
238
238
23,8
22,0
28,3
41,0
43,0
58,0
57,6
31,0
28,4
35,7
51,0
58,0
72,5
72,1
Изготовитель – АООТ «Электротехнический завод» (Комсомольск-на-Амуре)
90
75
132
190
270
225
396
570
418
358
514
554
183
177
211
233
241
240
244
238
27,2
24,0
41,0
52,2
33,2
31,0
51,0
62,2
Изготовитель – АО «Востсибэлемент» (Свирск Иркутской обл.)
75
90
132
182
225
270
396
546
358
421
514
522
177
186
211
282
240
240
244
243
23,8
28,3
41,0
56,0
30,5
35,7
51,0
70,7
Изготовитель – АОЗТ «Курский завод «Аккумулятор» (Курск)
225
270
396

546
570

358
421
514

522
525

177
186
211

282
240

240
240
244

243
241,5

23,8
28,3
41,0

56,0
45,0

30,5
35,7
51,0

70,7
60,0

Изготовитель – ТОО «Тюменский аккумуляторный завод» (Тюмень)
75
90
132
182
190
225
270
396
546
570
357
421
514
522
587
177
186
211
282
238
237
240
244
243
238
22,8
27,3
39,1
54,2
58,0
30,0
34,7
50,0
68,9
72,5

Относительное различие в технических характеристиках однотипных аккумуляторных батарей вызвано различием используемых изготовителем технических условий.

  • Если на аккумуляторную батарею Курского завода “Аккумулятор” ( на одной из перемычек или на крышке ) нанесен знак – буква “Д”, то это значит, что в аккумуляторную батарею введена поверхностно активная добавка “ГОМОЛ-АВТО” согласно техническим условиям ЖТШИ 560094.002 (003) ТУ. Добавка прошла широкомасштабные испытания в условиях эксплуатации и рекомендована к применению отраслевым аккумуляторным институтом (НИАИ, С-Петербург). Добавка “ГОМОЛ” , обладая десульфатирующими свойствами и комплексным действием на электрохимические процессы, протекающие в свинцовом аккумуляторе, позволяет упростить обслуживание батареи за счет снижения саморазряда и выкипаемости электролита; повысить прием заряда батареи (на 30-40%) и эффективность запуска двигателя при низких температурах; снизить корозию (на 10-15%) и оплывание активной массы положительного электрода; повысить эксплуатационный срок службы батарей на 10-20%. Через 1,5-2 года эксплуатации батареи или при замене электролита рекомендуется повторить введение добавки. Необходимость введения добавки “ГОМОЛ-АВТО” должна быть оговорена при заказе батареи.
  • Аккумуляторная батарея каждого типа сформирована в моноблочную конструкцию, состоящую из корпуса (бака), в котором размещены шесть аккумуляторов, и ячеистых крышек с герметизирующими пробками (см. рисунок). Батарея исполнения А имеет общую крышку из термопластмассы, герметично соединенную с корпусом контактно-тепловой сваркой. В батареях остальных исполнений герметизация корпусов достигается заливкой мастикой.

    Общий вид аккумуляторной батареи (габаритные размеры указаны в табл. 1)
    Аккумуляторы в батарее соединяются между собой последовательно перемычками из свинцового сплава, размещенными на наружной поверхности верхней батареи. Здесь же находятся электрические выводы — токоотводы в виде усеченного конуса.
    Проверка качества герметизации корпусов батарей проводится при колебаниях давления в пределах 760+150+10 мм рт.ст. (+20+1,33 кПа). Допустимый угол наклона батарей — 45° (без выливания электролита).
    Батареи всех типов ремонтнопригодны.
    Технология приготовления и заливки электролита в батареи, заряда батарей, порядок и объем проведения регламентных работ в процессе их эксплуатации подробно изложены в каталоге 22.00.01-98.
    Необходимое количество электролита для заливки батарей и зарядный ток указаны в табл. 2.

    Характеристики и стоимость аккумуляторов модели 6СТ-90

    Грузовые автомобили из-за своих габаритов должны иметь хорошие и надёжные стартерные батареи. Эти источники питания обязаны выдавать стабильный ток напряжением в 12 вольт, чтобы запускать двигатели с первого раза. Кроме этого, от них питается вся бортовая электроника, поэтому не стоит приуменьшать их значимость. От надёжности и качества изготовления напрямую зависит срок службы автомобиля. Поэтому нужно знать о таких АКБ, как 6СТ-90 и им подобных моделях.

    Особенности маркировки и расшифровка

    Чтобы правильно подобрать нужную модель, достаточно разобраться в том, какие параметры отображает её серийный номер. Так, у АКБ 6СТ-90 все нужные для пользователя характеристики видны сразу:

    • 6 — количество аккумуляторов. Как правило, батарея в грузовых автомобилях представляет собой последовательно соединённый набор аккумуляторов, заключённый в один общий корпус.
    • СТ — тип стартерный.
    • Число после дефиса — ёмкость. Существуют модели с показателями от 75 до 190 ампер-часов.
    • Другие цифры или буквы после основной маркировки — модификации. Литера А означает общий для всех составных аккумуляторов корпус и более серьёзные характеристики, ЭМ — эбонитовый вариант, ТМ — термопластический.

    Изготавливаются такие элементы по ГОСТу 15150−69, который регламентирует не только их возможные паспортные характеристики, но и хранение с эксплуатацией. Судя по этим данным, аккумуляторы 6СТ-90 могут работать при таких условиях:

    • Относительная атмосферная влажность — 95−98%.
    • Высота над уровнем моря — до 3 километров.
    • Рабочая температура электролитической жидкости — 50 градусов Цельсия.
    • Диапазон температур, при которых гарантируется полноценное функционирование, — от минус 40 до плюс 60 градусов. Батареи типа А могут работать и на пятидесядиградусном морозе.

    Батареи выдерживают как серьёзные долговременные вибрационные нагрузки, так и более мощные кратковременные. Среднее значение — около двух G в первом случае и примерно 5 G во втором.

    Хранить на складе можно при температуре воздуха от минус 50 до плюс 50. При консервации выводы контактов для избежания появления коррозии покрываются слоем мастики. Единственное, что им противопоказано — попадание прямых солнечных лучей на корпус.

    Гарантия на новые батареи составляет 3−5 лет, в зависимости от типа, наличия электролита внутри во время хранения и соблюдения норм эксплуатации. В километрах пробега гарантийный предел работы заканчивается после 60 тысяч километров или трёх тысяч часов. Сухозаряженные, то есть без раствора кислоты внутри, могут храниться на складе до пяти лет без угрозы прийти в негодность.

    Технические характеристики и устройство

    В основе принципа действия батареи 6СТ-90 лежит преобразование одного типа энергии в другой при протекающих в ней электрохимических процессах. При зарядке электрический ток из сети преобразуется в химическую энергию, которая сохраняется в виде ёмкости АКБ. При разряде процессы идут в обратную сторону и сохранённый заряд высвобождается, обладая определёнными параметрами — силой тока, напряжением и сопротивлением.

    Характеристики типового модуля таковы:

    • Рабочее напряжение — 12−12,5 вольт.
    • Сила тока, необходимая для пуска — около 700 ампер.
    • Ёмкость — 90 ампер-часов.
    • Варианты полярности — прямая и обратная.

    Внутри корпуса находятся соединённые последовательно шесть батарей, каждая из которых выдаёт напряжение в 2 вольта. Они состоят из пластин с разной полярностью заряда, разделяющего сепараторы и пробки, это обеспечивает герметичность блока. Материал пластин зависит от производителя, но чаще всего используются свинцовые. Они выполнены в виде решетчатой конструкции с ячейками, заполненными специальным веществом. Заряд видоизменяет его свойства, делая пористым. При этом на заряженных позитивно пластинах появляется перекись свинца, а на негативных — губчатая свинецсодержащая масса серого цвета.

    В качестве контактов между пластинами используются так называемые баретки. Это перемычки, представляющие собой сплав меди со свинцом. Изготавливаются они как сборная деталь, состоящая из борна и мостика. Борн отводит генерируемый ток, а мостик обеспечивает контакт между всеми баретками одновременно.

    Внутри, из-за невозможности расположения в один ряд только положительных или только отрицательных пластин, они укладываются попеременно. Для избежания короткого замыкания и служат сепараторы. Они изготавливаются из разных материалов — мипласта, мипора или их комбинации, но совершенно не проводят ток.

    В качестве электролита чаще всего используется раствор серной кислоты. Для нормальной работы его плотность должна равняться примерно 1,27 грамм на кубический сантиметр при нормальных условиях — комнатной температуре и стандартном атмосферном давлении.

    Степень разряженности можно определить ареометром, измерив плотность жидкости или мультиметром, узнав выдаваемое одной банкой 6СТ-90 напряжение на клеммах. Если плотность будет ниже 1,24 — 1,25, а напряжение не будет достигать 1,7 вольта, такой аккумулятор придётся заменить, так как ни заливом нового электролита, ни подзарядкой эту проблему исправить не удастся.

    Преимущества и недостатки

    Как и любые другие элементы питания, аккумулятор 6СТ-90 имеет свои позитивные и негативные стороны. Они зависят от того, в каких условиях он используется, и соблюдения всех норм хранения перед отгрузкой поставщику. Часто бывает так, что недавно купленная батарея может очень быстро прийти в негодность, имея при этом не самую давнюю дату производства.

    К преимуществам этих модулей можно отнести:

    • Низкие значения саморазряда. Это позволяет им дольше храниться на складах и не требовать моментальной подзарядки после установки в устройство, что значительно ускоряет темпы введения в эксплуатацию.
    • Широкий диапазон рабочих температур и низкая способность к перегреву. При воздействии экстремальной жары или слишком сильного холода все характеристики жидкостей и металлов претерпевают изменения. Из-за хорошей термоизоляции АКБ 6СТ-90 может не обращать внимания на условия вне корпуса.
    • Устойчивость к нагрузкам и ударам. Это свойство полезно для тех автомобилистов, которые часто следуют по пересечённой местности или другим труднопроходимым дорогам. Если установлена именно эта модель, она наверняка не получит повреждений.
    • Стойкость к вибрациям. Особенно этим выделяются модели с индексом Э в конце, что означает наличие эбонитового корпуса.
    • Низкая стоимость. Она может отличаться у разных производителей, но в целом цена АКБ 6СТ-90 колеблется в пределах 4−5 тысяч рублей.

    В качестве недостатков можно отметить несовместимость с некоторой техникой и наличие на рынке подделок либо перемаркированных специальными средствами моделей. Они зачастую не отвечают заявленным характеристикам и очень быстро выходят из строя. Такие экземпляры можно отличить по стёртым с корпуса или выступающих контактных клемм маркировкам. В целом же, если производитель попался добросовестный и срок хранения не превышен, никаких нареканий после первой подзарядки возникнуть не должно.

    Распространённые производители

    Так как модель 6СТ является типовой, её изготавливают разные фирмы, занимающиеся аккумуляторами. Из самых известных можно выделить:

    • VAIPER — гибридные модели от TUBOR. Устойчивы ко всем видам негативного влияния — саморазрядам и избыточному накоплению заряда. Обладают хорошей силой пускового тока, который сможет завести машину даже в глубокий мороз.
    • АТОМ — в составе полиэтиленовые сепараторы, которые надёжно охраняют сурьмянистые пластины, легированные оловом. Комплектуются газоотводом, который понижает риск взрывов от перегрева и препятствует сильному испарению воды изнутри.
    • EUROSTART — продукт Днепропетровской фирмы Westa. Имеют два года гарантии, возможность холодного пуска и встроенный модуль скоростного оттока электрического заряда. Это позволяет выдерживать любые термические нагрузки.
    • SADA Standard — подойдёт как для тракторов или грузовиков отечественного производства, так и для китайских моделей компактных машин со средней грузоподъёмностью. Имеет пусковой ток, равный 720 А и полуторагодовую гарантию от производителя. Легко ремонтируется и обслуживается благодаря наличию всех необходимых отверстий на верхней крышке.
    • Thunderbull — устойчивы к внешним воздействиям, в том числе и коррозии. Кальцинированные пластины помогают дольше сохранять заряд даже при отсутствии активного использования. Корпус с использованием полипропилена выдерживает большие нагрузки.
    • ECOSTART — польские кальцинированные модели, имеющие полтора года гарантии и европейские клеммы. Могут крепиться дном к выступам на корпусе автомобиля. Имеют прямую полярность.
    • TITAN Standart — ещё одна модель от TUBOR, имеющая свинцово-кислотный электролит и евроклеммы. Обслуживаема, имеет довольно высокое значение пускового тока — 1250 ампер. Снабжена ручкой для удобного переноса.

    Аккумуляторы любого производителя должны отвечать внутренним стандартам форм-фактора, в котором выполнены и требованиям соответствующего ГОСТа, регламентирующего их изготовление.

    По виду клемм они могут быть как европейскими, то есть в форме усечённых конусов, так и японскими или азиатскими. Эта разновидность сильнее выступает за пределы верхней крышки и является меньшей по диаметру. Кроме того, ограниченно распространены 6СТ-90 с американскими клеммами. Это зажимы с винтами, а потому провода, которые для них подходят, должны снабжаться особыми контактными пластинами, закручивающимися на них.

    Другие разновидности пусковых АКБ

    Шестиячеечные стартерные батареи могут быть как разных форм-факторов, так и разного предназначения. Все модели, подходящие под стандарты ГОСТа 959−91 имеют достаточный уровень универсальности, а поэтому используются в разных сферах. Например:

    • 6СТ-132. Имеют большую ёмкость, что позволяет ставить их в различную сельскохозяйственную технику. Для этого снабжены крепким ударопрочным корпусом, способным выдерживать большие нагрузки. Хорошо поддаются ремонту и обслуживанию, что делает их практически незаменимыми в сезон уборки урожая.
    • 6СТ-190. Охват возможных практических применений ещё выше. Ставятся в КАМАЗы, большие автобусы и прочую крупногабаритную технику. Имеют большие значения пусковых токов — 1000−1300 ампер.
    • 6СТ-100. Созданы для легкового автотранспорта. Имеют типовой корпус, что позволяет ставить их в машины любых марок. Для японских и американских автомобилей придётся докупать соответствующие переходники.

    Государственный стандарт несмотря на то, что был принят уже более четверти века назад, до сих пор отвечает современным требованиям индустрии. Поэтому соответствие ему — надёжный показатель того, что выбор пользователя пал на надёжную модель автомобильного аккумулятора.

    Правила техники безопасности

    Эксплуатация автомобильных батарей — это небезопасное дело. Так как в качестве электролита в них используются агрессивные химические соединения, все работы с ними следует проводить в специальных средствах защиты. При проверке качества и плотности жидкости внутри корпуса ареометром, например, стоит озаботиться хорошей вентиляцией помещения. Пары кислот, которые имеют свойство накапливаться в воздухе, могут стать причиной ожогов носоглотки и глаз.

    Чтобы защитить кожу лица и другие важные органы, нужно использовать специальную плотную одежду. На руках должны быть резиновые перчатки, тело — прикрыто фартуком. При попадании агрессивных веществ на любую ткань или поверхность кожи следует её тщательно промыть проточной водой для снижения концентрации. Стараться деактивировать щёлочью не надо, можно сделать только хуже.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector