0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Езда на шоссейном велосипеде

5 вещей, выдающих в велосипедисте чайника

Ловите на себе презрительные взгляды опытных велосипедистов? Часто слышите: «Эй, му#%ло, вали отсюда в конец группы!»? Готовитесь к айромену за 15 часов, но всем плевать? Отлетаете при первом же натяге до 50 км/ч?

Поздравляю, вы — типичный офисный триатлет, вставший на опасный путь триатлона «с дивана за 100 дней». Ваша жизнь наполнена бассейном, бегом и велосипедом, но ни первого, ни второго, ни третьего вы, скорее всего, толком не умеете, но очень хотите.

После прочтения этого текста вы не станете выдающимся атлетом, зато вы, вероятно, поймете, почему на вас косятся более опытные велосипедисты и стараются держаться от вас подальше. И, что было бы совсем хорошо, постараетесь что-то исправить в своей жизни в лучшую сторону.

Есть вполне конкретный набор признаков, по которому чайника на велосипеде видно за версту. Давайте разберемся с каждым пунктом в отдельности и поговорим, что с этим делать.

Попытки езды в группе на разделочном велосипеде

В целом, это – самая опасная и травматичная привычка владельцев разделочных велосипедов. Дело в том, что управляемость при езде лежа на насадке ухудшается катастрофически. Один и тот же человек на «рогатке» виляет заметно сильнее, чем на групповом велосипеде, создавая аварийные ситуации при езде в группе.

Скатанная группа велосипедистов-шоссейников может ездить весьма плотно, оставляя считанные десятки сантиметров между колесами и чуть ли не касаясь друг друга локтями. В такой плотной группе любое виляние на 15-20 сантиметров в любую сторону весьма вероятно может привести к завалу.

Всю картину усугубляет невозможность слегка притормозить, когда держишь руки на насадке, а это легко приводит к завалам при малейшей «гармошке»: вы догоняете впереди идущего, цепляете его заднее колесо своим передним, с большой вероятностью валитесь сами и валите человек 5-10, едущих за вами со скоростью 40+ км/ч.

Кроме того, торчащая вперед насадка, особенно, если это обычный «лежак» из гнутых алюминиевых труб, установленный без заглушек или манеток в передней части, при завалах легко может стать тем самым острым твердым предметом, который проткнет живот вам или кому-то еще. Поверьте, такие истории случаются не так редко, как хотелось бы, и они всегда весьма плачевны.

При этом редкий провокатор завала спешит оплачивать операции по установке пластин на сломанные ключицы, замену поломанных колес и треснувших рам.

Более того, часто одно неаккуратное движение какого-то чайника может перечеркнуть чью-то многомесячную подготовку к серьезному старту типа Чемпионата Мира в категории «masters» или многодневки типа Haute Route.

Все еще удивляетесь, почему вам не сильно рады на ветеранской тренировке?

Если вас таки манит езда с «ветеранами», будьте добры неукоснительно соблюдать 2 правила:

  1. не соваться в группу на разделочном велосипеде, иначе не удивляйтесь, если к вам подъедет к примеру Гончарик и от души огреет насосом по спине.
  2. если вы таки впервые в жизни приехали в группу на групповом велосипеде, сидите в последней паре и не рыпайтесь. Сами же будете целее. И в ближайшие месяца 3 даже не пробуйте подниматься выше последней позиции, пока не поймете, как и по каким законам движется по дороге шоссейная группа.

Но в первую очередь, будьте добры ознакомиться с правилами езды в группе. Только 100% их соблюдение позволяет тренироваться в шоссейных группах относительно безопасно для себя и окружающих. Помните: правила техники безопасности написаны кровью, а правила езды в группе написаны поломанными ключицами, позвоночниками, колесами и рамами.

Кстати, если кто-то скажет вам, что достаточно только разделочного-триатлонного велосипеда, а обычный групповой шоссер вообще не нужен, плюньте ему в лицо. Он это заслужил.

Волосатые ноги

Есть множество теорий по этому поводу, пытающихся объяснить, что движет велосипедистами-любителями, бреющими ноги. Кто-то объясняет это необходимостью делать массаж, кому-то проще обрабатывать раны после падений, кто-то просто хочет быть чуть более похожим на профи.

Но факт остается фактом: подавляющее большинство опытных велогонов и ветеранов шоссейного велоспорта бреют ноги.

Можете воспринимать это как традицию (что-то вроде того, почему в оперу не ходят в шортах или не занимаются сексом в носках). Если вы таки предпочитаете наличие носков в постели, можете не читать эту статью дальше, она вам ничем не поможет.

В любой группе на шоссе наличие пышной шевелюры ниже уровня седла является первым признаком того, что её обладатель – чайник, не понимающий и не уважающий традиций и правил велоспорта, скорее всего, не понимающий законов движения в группе, от которого нужно держаться подальше во избежание завалов и прочих проблем.

Единственная ситуация, когда допустима обильная волосатость на ногах — холодный период, когда ноги прячутся под теплой одеждой и об этом все равно никто не узнает.

Научитесь ездить в группе, а потом просто попробуйте разок побрить ноги перед первыми весенними выездами в летнем. С большой вероятностью эти привычка останется с вами на долгие годы. В этом нет ничего от любви мужчины к мужчине. Лишь столетние традиции спорта, которым вы пытаетесь заниматься.

Компрессионные гетры

Даже если абстрагироваться от правил «хранителей ордена зубца шестеренки», совершенно очевидно, что компрессионное белье — абсолютно бесполезная штука на велотренировке, выдающая чайника и по совместительству жертву умелой работы маркетологов.

Если бы компрессионные гетры работали во время тренировок и гонок, будьте уверены, в них ездили бы все поголовно, особенно те, кто рубится за доли секунд на профессиональных стартах.

Кроме того, есть правило UCI, прямо запрещающее использование компрессионных гетр на велогонках. Ездить в гетрах на тренировках – это примерно, как жрать гейнер вместо завтрака, обеда и ужина. Никто не может запретить вам это, равно, как и тихонечко пукнуть за столом в обществе прекрасных дам.

Если вы пытаетесь утеплять нижнюю часть ноги от колена до голени, чтобы не замерзнуть, но оставляете открытым колено, у нас для вас еще более плохие новости: ваши действия граничат с идиотизмом.

Номерки на шлеме или на велосипеде за пределами старта

Многие люди пытались найти объяснение этому феномену, но все – тщетно. Нет ни одной логичной и понятной причины, чтобы не снять номер после финиша. Хорошо, пусть на следующий день после финиша, если гонка добила вас так, что силы есть лишь на то, чтобы лежать на асфальте и думать: «Когда же меня отпустят эти чудо-пилюли. 11».

Есть несколько прекрасных мест, где могут крепиться номера в обычное время, если вы хотите сохранить их на память: стена, тумбочка, кладовка. Что угодно, только не велосипед.

Единственная уважительная причина не снять-срезать номер после финиша – участие в многодневке, когда завтра нужно выходить на старт с тем же номером. Остальные причины выглядят нелепо и выдают в вас чайника с больным эго, пытающимся что-то кому-то доказать странными способами.

Если вам по какой-либо причине не рассказали ранее, запоминайте! Это бесплатно:

  1. номер на шлем можно клеить на двухсторонний строительный скотч, тогда он легко снимается, не оставляя следов на шлеме.
  2. для крепления номера на велосипед давным-давно придумали специальные съемные плашки, крепящиеся на подсидельную трубу, седло или одним болтом с задним тормозом.

Шлем-капля на тренировках

Если вы спросите у любого профессионального велосипедиста, как часто он тренируется в «капле», он посмотрит на вас, как на умалишенного и скажет «никогда». Профи велоспорта тренируются в обычных групповых шлемах в том числе и на разделочных велосипедах. Запомните и живите с этим.

Езда в капле — не только компромисс с комфортом: в ней жарко, минимальная вентиляция приводит к тому, что пот быстро начинает заливать глаза. В 30+ тренироваться в капле может лишь любитель садо-мазо и острых ощущений.

Другая проблема большинства аэродинамических шлемов – закрытые уши. Езда по шоссе в капле примерно настолько же опасна, как езда в наушниках: вероятность того, что вы услышите приближающуюся шальную фуру и у вас будут доли секунды, чтобы избежать серьезного ДТП, резко сокращается.

Кроме того, это выглядит нелепо. Шлем-капля – спортивный снаряд для достижения результата на гонках. Точка.

Купите нормальный групповой шлем с хорошей вентиляцией или, как вариант, гибридную модель спринтерского шлема, условно подходящего и для тренировок и для гонок. Что-то вроде Giro Air Attack или Specialized Evade.

Конечно, бросив привычку ездить в капле, гетрах и с волосатыми ногами, вы не станете профи в одночасье, но с большой вероятностью перестанете ловить на себе брезгливые взгляды.

Куда важнее понять основы езды в группе, научиться ехать прямолинейно, не лупить по тормозам при малейших признаках опасности перед вами. Никому не хочется поучаствовать в скоростном завале только потому, что чайник обыкновенный решил проверить свои силы в группе посильнее.

Удачи вам на тренировках и да пребудет с вами здравый смысл и понимание сути вещей!

Езда на шоссейном велосипеде для начинающих

Шоссейная езда — потрясающее упражнение, которым можно заниматься на разных уровнях. Можете выбираться на неспешные живописные поездки или устроить тренировку на выносливость. Ниже представлены советы начинающим велосипедистам.

Выбор шоссейного велосипеда

Шоссейные велосипеды легкие, быстрые и предназначены для езды по ровному качественному покрытию наподобие асфальта. Как правило, имеют изогнутый «бараний» руль и колеса размером 28” с гладкими покрышками. Рамы изготавливают из алюминия, карбона или титана.

Велосипед должен подходить вам по размерам рамы, которые, в первую очередь, соответствует росту и длине ноги от паха до пятки. Когда вы стоите между перекладиной рамы и пахом должно быть 2-3 см пространства. Традиционно шоссейные велосипеды имеют закрытые «мужские» рамы с перекладиной с малым углом относительно земли. Стиль езды и бюджет – вот основные соображения по выбору, влияющие на качество компонентов велосипеда.

Одежда для езды на шоссейном велосипеде

Одежда должна быть облегающей для улучшения аэродинамики, и не хлопать на ветру. Майки могут быть с молнией спереди для вентиляции, плечики и рукава обеспечивают комфорт для переднего положения рук, задние карманы удобны для доступа к вещам на ходу, а удлиненный низ лучше прикрывает спину. Эластичные шорты, комбинезоны и трико растягиваются, обеспечивая свободу движения.
.

  • впитывающее влагу белье
  • джерси (футболку) с короткими рукавами
  • велошорты, лосины или комбинезоны
  • перчатки без пальцев с прокладками на ладонях
  • наколенники и налокотники для утепления
  • ветронепроницаемый жилет
  • лёгкий сворачиваемый дождевик.

Этой одежды достаточно для большинства погодных условий, но для холодного периода понадобятся перчатки с пальцами, чехлы для туфель и футболка или куртка с длинными рукавами. Светоотражающие элементы на одежде сделают вас более заметным ночью.

Аксессуары

Шлемы

Шлем для комфортабельной езды должен обеспечивать вентиляцию, абсорбировать влагу прокладками и регулироваться ремешками. Некоторые шлемы созданы с помощью технологии MIPS: внутренний слой независимо скользит в наружной оболочке, чтобы смягчить скручивающий момент удара по касательной.

Велотуфли и контактные педали


Ездить можно в любой обуви, но специальная имеет большое преимущество.

К велотуфлям прилагаются совместимые педали, обеспечивающие постоянное усилие и контакт, что экономит энергию педалирования.

Необходима некоторая практика «встёгивания» и «выстёгивания», но это просто, как езда на велосипеде.

Инструменты

Прокол колеса – самая распространенная проблема, так что вам пригодится запасная камера, монтировка и насос. Мультитул удобен для профилактики. Всё это можно сложить в подседельную сумку.

Светоприборы и отражатели

Ночью и в плохую погоду передние и задние огни имеют существенное значение. Передние огни варьируются от базовых маячков «для безопасности», позволяющих водителям видеть вас в сумерках, до фар с высокой яркостью, сравнимых с автомобильными.

Хвостовые огни помогают водителям и другим велосипедистам видеть вас сзади. Как и задние габариты на машине, они красные. Большинство имеют мигающий и постоянный режим.

Огни и рефлекторы могут устанавливаться как на велосипед, так и на одежду или шлем. Неоторые пользуются налобными фонарями или гибридными моделями.

Дополнительные аксессуары


Фляга и её крепление: имеют стандартный размер и могут быть установлены практически на любой велосипед. Емкость фляги не менее полулитра.

Можно установить 2 держателя. Если собираетесь в длительную поездку в жаркое время, позаботьтесь о дополнительных запасах воды. Важно поддерживать уровень жидкости в организме для сохранения здоровья коленей и организма в целом.

Щитки: увеличивают вес и аэродинамическое сопротивление, весьма необходимы для дождливой, сырой или зимней погоды.

Они защитят вас от распыленного потока грязи с колес, который может залепить всю спину.

Основы езды


Частота вращения педалей: при изменении рельефа нужно переключать передачи, чтобы поддерживать постоянную частоту. В большинстве случаев наиболее эффективны 80-100 оборотов в минуту. Большие или меньшие частоты быстро приведут к усталости. Если нагрузка при такой частоте высока, переключитесь на более низкую передачу, если мала – на более высокую.

Эффективность педалирования: вместо простого толкания вниз и вытягивания вверх, следуйте этому совету от трехкратного победителя Тур де Франс Грега ле Монда: «Когда завершаете толчок в нижней части, представьте, что стираете грязь с подошвы туфли«.

Как переключать передачи на шоссейнике

  • передние ведущие звезды (front chainrings);
  • кассета (cassette);
  • цепь (chain);
  • переключатели (derailleurs);
  • шифтеры.


Левые шифтеры управляют системой, правые – кассетой. Левый шифтер резко изменяет нагрузку, правый позволяет её точно настроить. В идеале вы должны ощущать некоторое сопротивление, но не слишком сильное для ровного педалирования.

Переключайте скорости, только вращая педали, используя одномоментно только один шифтер, иначе возможно неправильное переключение или падение цепи. Не выбирайте самое диагональное положение цепи (противоположные звезды – например, большая спереди и большая сзади) – это вызывает повышенный износ и может привести к падению цепи.

Пытайтесь предугадать рельеф и переключайтесь заранее. Когда приближаетесь к остановке, благоразумно включить низкую передачу для лёгкого старта.

Техника торможения

За передний тормоз отвечает левая рукоять, за задний – правая. Начинающим лучше тормозить обоими одновременно.

Куда смотреть во время поездки?

Смотрите на 7-10 метров вперед, чтобы вовремя обнаружить повороты и препятствия. Не смотрите вниз на переднее колесо, смотрите, куда направляетесь. Не рассматривайте объезжаемые препятствия и не фокусируйте взгляд на объектах, к которым приближаетесь.

Готовясь к спуску, сместитесь назад в седле и поставьте педали на одинаковый горизонтальный уровень. Это сохранит центр тяжести над велосипедом, защитит педали от задевания дороги на крутых поворотах и позволит перемещать вес из стороны в сторону для более крутой траектории.

Как поворачивать?


Перед поворотом притормозите. Направляйтесь во внешний угол поворота, затем наклоните велосипед (не тело), аккуратно давя на руль и педаль с внутренней к повороту стороны. Выезжая из поворота, начинайте педалировать снова.

Использование этой техники наклона позволит пройти поворот наилегчайшим образом с минимальным поворотом руля. Только самые крутые повороты требуют серьезного изменения направления переднего колеса.

Правила и этикет

Недопустимо ехать против движения (не путать с ходьбой или бегом). Всегда двигайтесь вместе с машинами и максимально держитесь правой стороны, насколько возможно избегайте препятствий в виде машин, канализационных решеток и бордюров. Станьте в левую полосу, делая левый поворот.

Катаясь с друзьями, двигайтесь друг за другом колонной, а не бок о бок, чтобы машинам было безопаснее вас миновать. Как велосипедист, у вас есть право сосуществования на дороге, но это также значит, что вы должны следовать правилам, как и все остальные. Не пролетайте на красный свет и останавливайтесь на знак «стоп». Всегда сигнальте рукой, чтобы предупредить водителей и коллег-велосипедистов о своих намерениях.

Шоссейный велосипед: что это и как его выбрать?

Шоссейный велосипед (для знатоков «шоссейник» или «шоссер») можно с полным правом назвать вершиной эволюции создания велосипедов, той самой «вишенкой на торте», которая венчает всё великолепие творения, придавая ему стилистическую законченность и эстетическую утончённость. Как гоночный суперкар, он почти не несёт в себе практической пользы – слишком субтилен для поездок на дачу или даже по не очень хорошим городским улицам, слишком быстр для прогулок по паркам и велодорожкам, слишком дорог для рациональной покупки. Шоссейный велосипед – это шик, это стиль жизни, это эмоции, это драйв и это, конечно, статус (и не только в сообществе велосипедистов).

ЧТО ТАКОЕ ШОССЕЙНЫЙ ВЕЛОСИПЕД?

Этот тип велосипеда целенаправленно разрабатывался для того, чтобы быть быстрым, и этой цели подчинен в нём весь дизайн: отсутствие грязезащитных крыльев и уж тем более багажников, звонков и прочих аксессуаров, добавляющих вес и повышающих аэродинамическое сопротивление; спортивная геометрия и соответствующая ей посадка велосипедиста, не столь комфортная для расслабленных велопрогулок, но гарантирующая аэродинамическое преимущество и эффективность вращения педалей (для достижения этих же целей используются также специальные руль и седло); отсутствие амортизаторов и вообще жёсткость всей конструкции рамы, что обеспечивает наиболее эффективную передачу на колёса усилий (вашей мощности), прилагаемых на педали, без их потери при амортизации; лёгкие и жёсткие колёса с узкими шинами, дающие хороший накат и обладающие скоростными характеристиками; просчитанное соотношение передаточных чисел, оптимальное для набора и поддержания скорости, и ещё ряд малозаметных нюансов, каждый из которых вносит свою толику в достижение общего результата – скорости, скорости, скорости.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ШОССЕЙНЫЙ ВЕЛОСИПЕД?

Есть ряд причин приобрести шоссейный велосипед. Причина первая — практическая: вы занимаетесь велоспортом или триатлоном и он необходим вам для достижения результатов. Причина вторая – поддержание физической формы (перекликается с первой): такой спортивный снаряд способен не только улучшить сердечную деятельность организма и развить общую выносливость, но также, поскольку приносит изрядное удовольствие, непосредственно мотивировать на занятия, с чем у многих и довольно часто возникают проблемы. Причина третья — эмоциональная: вы любитель острых ощущений, тоскуете по чувству полёта и испытываете потребность в периодическом вбросе в организм адреналина и эндорфинов (звучит несколько пугающе, но шоссейник это своего рода наркотик, впрочем, конечно, без трагических последствий, а наоборот), и всё это вы получите от хорошего шоссейного велосипеда. И, наконец, это хороший (и полезный) способ провести свободное время, и уж просто отлично, если друзья разделяют ваше пристрастие.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ШОССЕЙНОГО ВЕЛОСИПЕДА

Зачем – понятно. В конце концов, да просто хочу! Но как выбрать? Можно, конечно, незатейливо исходить из бюджета, ведь в большинстве случаев, действительно, чем дороже – тем лучше. Но попробуем подойти к этому вопросу более замысловато и определить некоторые критерии, которые помогут вам сделать рациональный выбор.

Для начала необходимо определиться с тем где, как и сколько вы намерены ездить. Если вы начинающий шоссер, ещё даже не определившийся с тем, насколько интенсивно будете использовать велосипед, да и понравится ли он вам вообще, то рекомендуем обратить внимание на велосипед начального уровня. Даже относительно недорогой алюминиевый шоссейник даст вам возможность почувствовать разницу в скорости и ощущениях по сравнению с прочими видами велосипедов, позволив сэкономить и, что немаловажно, оставив поле для апгрейда, который в дальнейшем поддержит остроту и новизну ощущений (ну скучно же начинать с лучшего, даже не поймёшь в чем его прелесть по сравнению с «нелучшим»).

А вот если вы нацелены на спортивный результат или повышаете уровень своего шоссейного велосипеда, то необходимо обратить внимание на конкретные параметры. Основные составляющие, которые определяют уровень велосипеда, это рама, оборудование и колёса – именно от них в основном зависит его эффективность на трассе.

Рама и вилка – несущая конструкция велосипеда, именно от них зависит то «чувство езды», которое вы получите на дороге. Для шоссейного велосипеда важны лёгкость и жёсткость, которые обеспечивают ему взрывной характер набора скорости и её поддержания. Лёгкость, потому что, естественно, для разгона более лёгкого велосипеда требуется меньше усилий. И жёсткость, потому что, как упоминалось выше, чем жёстче рама, тем больше энергии, прилагаемой на педали, она передаёт непосредственно на ведущее колесо, не поглощая её в себя при гибкости и амортизации. Именно поэтому современные шоссейные велосипеды делаются в основном из карбона (углепластика), который обеспечивает беспримерную лёгкость и жёсткость, в разы превосходящую как сталь, так и алюминий, из которых делались велосипеды ранее. Однако карбон карбону рознь и, например, модель начального уровня делается отнюдь не из того материала, из которого сделана топовая модель – у того или иного карбона разные технические характеристики (те же лёгкость, жёсткость, специфика и геометрия наложения слоёв углеродного волокна), которые имеют свою цену.

Впрочем, лёгкость и жёсткость отнюдь не единственные критерии качества велосипеда. И вот тут мы возвращаемся к тому самому «чувству езды», о котором упоминали. Хороший производитель, обладая многолетним опытом и секретами мастерства в производстве спортивных велосипедов, не только волшебным образом умеет придать неповторимые ощущения при езде на своём велосипеде, но и тщательным образом рассчитывает расположение слоёв углеродного волокна так, чтобы карбон обеспечивал не только жёсткость на кручение, но и, как это ни парадоксально, вертикальную податливость, обеспечивающую комфорт при езде.

Те же критерии выбора действуют и в отношении колёс. Для них также важны лёгкость и жёсткость, а в дополнительные параметры можно записать надёжность и качество вращения ступиц, а также высоту и форму обода, которые могут быть специфическими для определённых типов езды.

Если говорить об оборудовании (трансмиссии) велосипеда , то здесь всё довольно незамысловато: каждый производитель имеет модельную линейку, в которой группы оборудования ф(переключатели, тормоза, цепь, шатунная система) располагаются по ранжиру – чем дороже группа, тем легче, лучше работают и обеспечивают более точное и чёткое переключение скоростей и торможение её компоненты.

И не забывайте, что велосипед не автомобиль и его необходимо подбирать по росту. Практически каждая модель спортивного велосипеда имеет уникальную геометрию (длину труб и углы их стыковки) и уникальную размерную линейку, в зависимости от которой подбираются параметры ростовки. Разобраться в нюансах геометрии и соответствии росту того или иного человека часто непросто даже многим из тех, кто мнят себя в числе «посвящённых», поэтому за рекомендациями по подбору размера шоссейного велосипеда лучше обратиться к специалисту (настоящему специалисту, с опытом, реноме и рекомендациями).

ГДЕ ПОКУПАТЬ

Вообще, с головой погружаться в технические тонкости велосипедного производства – удел специалистов, а потому лучшей рекомендацией станет тщательный подход к выбору магазина, где вы планируете приобрести велосипед. Шоссейный велосипед – не «ашанбайк» и покупать его надо в соответствующем магазине, где грамотный персонал сможет ответить на все ваши вопросы и дать лучшие рекомендации исходя персонально из ваших потребностей и возможностей (а никак не потребностей и возможностей собственных продаж).

УХОД ЗА ШОССЕЙНЫМ ВЕЛОСИПЕДОМ

Шоссейный велосипед, особенно высокого уровня, техника довольно сложная и чувствительная, поэтому лучше всего его ремонт и техническое обслуживание (ТО) производить в специализированной мастерской, где есть механик с опытом, головой (знаниями) и руками, растущими из должного места. Хороший механик не только устранит уже наличествующие неисправности и проблемы велосипеда, но и предупредит владельца о возможных проблемах в будущем, и даст рекомендации по использованию.

От владельца же, для того, чтобы велосипед нормально работал и от его использования можно было получать как результат, так и удовольствие, требуется внимание и аккуратность: не забывайте его мыть и смазывать движущиеся части по мере необходимости (это продлит срок службы трансмиссии и обеспечит чёткость её работы), проходить своевременное ТО у специалистов (периодичность зависит от интенсивности использования), ну и просто любить его.

Кати по-хорошему: 5 мифов о шоссейнике для города

В одном из прошлых материалов мы говорили, что глядя на наши дороги, МТB кажется единственно правильным решением. Хардтейл с 26’’ может хорошо ехать по битому асфальту и без проблем прыгать с бордюра. Но мы уверены: горный велосипед для города — тренд, а не константа. MTB очевидно хорошо продаются (так же, как лекарство от головной боли :-)). А вот чтобы продать новичку шоссейник приходится изощряться, ибо шины-слики толщиной с палец для покупателя смотрятся не слишком убедительно.

Миф 1: не руль, а “баран”

Тут виной картинки, выдаваемые гуглом на запрос “шоссейный велосипед”: хотите сказать, что этим людям, согнутым буквой “Г”, действительно удобно ездить на велосипеде? Да где вы видели, чтобы в городе так хоть кто-то ездил?!

Типичная реакция. Руль, т.н. «бараний рог” — неизменный атрибут шоссейного велосипеда, хоть некоторые энтузиасты и умудряются менять его на прямой. Вам вовсе не обязательно ездить по городу с нижним хватом, как на картинках в выдаче.

Нижний хват нужен спортсменам для лучшей аэродинамики, для езды против ветра, с ним легче ехать на длинных дистанциях. “Длинные” — это не 18 км максимум с работы и на работу, а раз в 5-7 больше.

Чаще выбирают верхний хват, например, “на ручках”. В таком положении аэродинамика на шоссейнике всё равно лучше, чем на MTB. Да и естественное положение кистей рук сохраните.

Езда с прямым рулём требует вывернуть запястья, а на “баране” обходятся без этого — руки меньше устают, даже если у вас есть дурная привычка напрягать их при езде. Скажем проще: станьте смирно. А теперь обратите внимание, как держите кисти рук. Ладони легли вдоль тела, так ведь? Езда на шоссейнике сохранит это естественное положение.

Да и по количеству хватов шоссейник побьёт любой другой вид велосипедов (инфа 100%). Не удобно ни в нижнем хвате, ни в верхнем? Возьмитесь по центру, за округлость руля, комбинируйте хваты как вам нравится — вариаций масса, а это предотвратит онемение и усталость рук при длительной езде.

Миф 2: нечеловеческая посадка

Езда на шоссейном велосипеде покажется добровольным самобичеванием: это ж надо так согнуться; что, нормально сесть нельзя?

К шоссейнику надо привыкнуть — факт. Если неделя езды вместо удовольствия приносит дискомфорт, значит либо сидите неправильно, либо рама подобрана не по размеру.

Типичная ошибка: наклонить нос седла сильно вперёд, т.к. с непривычки давление седла на промежность кажется дикостью. Шоссейник — не горный велосипед, вы должны сильнее наклонить туловище вперёд, чтобы всё было по фен-шую. Если наклонить и седло, давление на промежность уменьшится, но вы же загрузите руки — тело естественно сползает вперёд, а вы упрётесь в руль всей массой. Пожалейте свои руки 🙂

Единственно правильное положение седла: параллельно земле. Неудобно? Седло давит так, что ездить невмоготу? Выставьте его на пару миллиметров ниже — это поправит ситуацию. Изгибайте поясницу, но посадка таза на седле должна быть ровной.

Помимо проблем с регулировкой седла новички часто не дружат с рулём. Руль не должен стоять выше седла — или на одном уровне с седлом или чуть ниже него. Наклон руля на шоссейном велосипеде также регулируется. Тут можете экспериментировать, но оптимальным считается положение, как на картинке ниже.

Миф 3: со скоростью света

Начитавшись гидов, в которых шоссейный велосипед — это велосипед для спортсменов, катающих скоростные гонки, народ удивляется: ну по городу же так не поездишь? Если скоростной, значит, не для города — там же пробки, светофоры!

Ваше предположение: с какой средней скоростью ездят на шоссейных велосипедах? Без усердных тренировок, просто сел и поехал.

Правильный ответ: 25 км/ч.

До 30 км/ч на шоссейнике разогнаться и держать скорость проще, чем на MTB. А вот гонять под 40 км/ч и выше на шоссере у вас не получится, если вы не велогонщик.

Суть шоссейника в городе не только в скорости, но и в лёгкости езды: на шоссейнике от одного оборота педалей получаешь ускорение и едешь с ветерком, не насилуя ног. Преимущество “лёгкости” шоссера особенно ощущаешь, когда едешь под горку: на горном велосипеде с тебя сходит семь потов, а шоссейник, когда находишь свою манеру езды, будто сам тебя на горку тянет.

Миф 4: мне нужен увесистый велосипед, потому что сам я “увесист”

У всякого велосипеда есть весовые ограничения. Но на шоссейник не надо смотреть с подозрением: тонкий — значит, подо мной точно сломается. Шоссейник может и не выдержит адового даунхилла, но чуть ли не единственный враг шоссера в городе — выбоины с острым краем, при наезде на которые камеры колеса иногда прокалывают об обод. Никак не ваш вес. Так пробить колесо можно и 50-килограммовой дамочке. Чтобы уберечь себя и велик от травм, совет тот же, что и в предыдущих пунктах: научитесь кататься на шоссере, как на шоссере , а не как на “Чайке”. Велосипедисты во избежание проколов подбрасывают колесо или легонько подпрыгивают всем велосипедом — на практике вытворять такие фокусы проще, чем в теории. И вес велосипедиста тут не при чём.

При чём он будет если решили купить дешёвый велосипед, большинство из которых не рассчитаны на нагрузку более 100 кг. Если это ваша весовая категория, откладывайте на покупку двухколёсного от 300 у.е. — независимо от того, шоссейник вы хотите или горный велосипед.

Любой велик за 300-400 долларов спокойно катает 100-120 кг велосипедиста. Велосипеды категории 120+ подбирают немного иначе, но тоже без особых издёвок.

И есть несколько общих рекомендаций по обслуживанию байка:

  • следите за тем, чтобы давление в шинах было близко к максимальному значению (в предыдущем гайде по выбору велосипедов мы об этом писали детальнее);
  • после первой сотни километров отдайте велосипед на ТО — скорее всего, надо будет вправить спицы (на колесо при большом весе ездока припадает наибольшее давление);
  • чтобы не погнуть рамку седла, привставайте на неровностях и не сидите сиднем при съезде с бордюров;
  • стоя не едем под горку, чтобы не убить педали и каретку;
  • катайте на пониженной передаче, чтобы разгрузить педали, а частоту вращения наоборот повысить.

Миф 5: езда по городу

Скорость под 30 км/ч, накат лёгкий, и вот эти вот все плюшки шоссейника — звучит хорошо, а что с ним всё же в городе делать, если на дорожном асфальте нет ни одного живого места?

Справедливое замечание, но лучше аккуратно катить по ямкам, и быстро проезжать по ровному, чем исходить потом, налегая по городу на педали горного велосипеда. Проехать ямки так, чтобы совсем не трясло всё равно не получится, только если у вас не двухподвес (а двухподвес в городе — это вообще ересь, товарищи).

Если в городе вот совсем нет дорог или они есть, но вам с ними не по пути, покупайте шоссейник со стальной или карбоновой вилкой (например, как у 8.5 кг велосипеда Merida Ride 3000 (2016) или как у TREK 7. 7 FX (2016))— алюминиевая быстро придёт в негодность.

Всё ещё сомневаетесь? Вот вам зарисовка “Мартин Эштон и шоссейник”. Да, спортсмен катается не на самой дешёвой модели, но это чтоб вы не повторяли типичное “Да на таком велике только по трассе и катать!”.

Хотите аргументов “ЗА”? Пожалуйста:

  1. Лёгкая рама — можно купить сверхлёгкие модели весом до 10 кг. Взял, занёс на этаж.
  2. Руль шириной с плечи — велосипед проедет по любым улочкам и пробкам.
  3. Шоссеры компактны, потому их проще хранить в квартире/офисе. До компактности складных велосипедов, конечно, далеко, но в сравнении с шоссейными те же MTB явно проигрывают.
  4. Колесо б о льшего диаметра — накат лучше, велосипед быстрее развивает скорость с меньшими усилиями.
  5. Долгие переезды в радость — шоссейником в далёкие дали ехать проще, чем любым другим велосипедом.

А если вы и вовсе не верите в велосипеды с жёсткой вилкой и колёсами-сликами, берите не шоссейник, а циклокросс — велосипед, позаимствовавший у MTB агрессивный рисунок протектора, более широкие шины, педали и тормозную систему. Но при этом оставил от шоссейника форму руля, спицы, втулки и трансмиссию. На циклокроссе и по грунтовке катаются без проблем, и по городу.

Шоссейный велосипед: что это и как его выбрать?

Шоссейный велосипед (для знатоков «шоссейник» или «шоссер») можно с полным правом назвать вершиной эволюции создания велосипедов, той самой «вишенкой на торте», которая венчает всё великолепие творения, придавая ему стилистическую законченность и эстетическую утончённость. Как гоночный суперкар, он почти не несёт в себе практической пользы – слишком субтилен для поездок на дачу или даже по не очень хорошим городским улицам, слишком быстр для прогулок по паркам и велодорожкам, слишком дорог для рациональной покупки. Шоссейный велосипед – это шик, это стиль жизни, это эмоции, это драйв и это, конечно, статус (и не только в сообществе велосипедистов).

ЧТО ТАКОЕ ШОССЕЙНЫЙ ВЕЛОСИПЕД?

Этот тип велосипеда целенаправленно разрабатывался для того, чтобы быть быстрым, и этой цели подчинен в нём весь дизайн: отсутствие грязезащитных крыльев и уж тем более багажников, звонков и прочих аксессуаров, добавляющих вес и повышающих аэродинамическое сопротивление; спортивная геометрия и соответствующая ей посадка велосипедиста, не столь комфортная для расслабленных велопрогулок, но гарантирующая аэродинамическое преимущество и эффективность вращения педалей (для достижения этих же целей используются также специальные руль и седло); отсутствие амортизаторов и вообще жёсткость всей конструкции рамы, что обеспечивает наиболее эффективную передачу на колёса усилий (вашей мощности), прилагаемых на педали, без их потери при амортизации; лёгкие и жёсткие колёса с узкими шинами, дающие хороший накат и обладающие скоростными характеристиками; просчитанное соотношение передаточных чисел, оптимальное для набора и поддержания скорости, и ещё ряд малозаметных нюансов, каждый из которых вносит свою толику в достижение общего результата – скорости, скорости, скорости.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ШОССЕЙНЫЙ ВЕЛОСИПЕД?

Есть ряд причин приобрести шоссейный велосипед. Причина первая — практическая: вы занимаетесь велоспортом или триатлоном и он необходим вам для достижения результатов. Причина вторая – поддержание физической формы (перекликается с первой): такой спортивный снаряд способен не только улучшить сердечную деятельность организма и развить общую выносливость, но также, поскольку приносит изрядное удовольствие, непосредственно мотивировать на занятия, с чем у многих и довольно часто возникают проблемы. Причина третья — эмоциональная: вы любитель острых ощущений, тоскуете по чувству полёта и испытываете потребность в периодическом вбросе в организм адреналина и эндорфинов (звучит несколько пугающе, но шоссейник это своего рода наркотик, впрочем, конечно, без трагических последствий, а наоборот), и всё это вы получите от хорошего шоссейного велосипеда. И, наконец, это хороший (и полезный) способ провести свободное время, и уж просто отлично, если друзья разделяют ваше пристрастие.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ШОССЕЙНОГО ВЕЛОСИПЕДА

Зачем – понятно. В конце концов, да просто хочу! Но как выбрать? Можно, конечно, незатейливо исходить из бюджета, ведь в большинстве случаев, действительно, чем дороже – тем лучше. Но попробуем подойти к этому вопросу более замысловато и определить некоторые критерии, которые помогут вам сделать рациональный выбор.

Для начала необходимо определиться с тем где, как и сколько вы намерены ездить. Если вы начинающий шоссер, ещё даже не определившийся с тем, насколько интенсивно будете использовать велосипед, да и понравится ли он вам вообще, то рекомендуем обратить внимание на велосипед начального уровня. Даже относительно недорогой алюминиевый шоссейник даст вам возможность почувствовать разницу в скорости и ощущениях по сравнению с прочими видами велосипедов, позволив сэкономить и, что немаловажно, оставив поле для апгрейда, который в дальнейшем поддержит остроту и новизну ощущений (ну скучно же начинать с лучшего, даже не поймёшь в чем его прелесть по сравнению с «нелучшим»).

А вот если вы нацелены на спортивный результат или повышаете уровень своего шоссейного велосипеда, то необходимо обратить внимание на конкретные параметры. Основные составляющие, которые определяют уровень велосипеда, это рама, оборудование и колёса – именно от них в основном зависит его эффективность на трассе.

Рама и вилка – несущая конструкция велосипеда, именно от них зависит то «чувство езды», которое вы получите на дороге. Для шоссейного велосипеда важны лёгкость и жёсткость, которые обеспечивают ему взрывной характер набора скорости и её поддержания. Лёгкость, потому что, естественно, для разгона более лёгкого велосипеда требуется меньше усилий. И жёсткость, потому что, как упоминалось выше, чем жёстче рама, тем больше энергии, прилагаемой на педали, она передаёт непосредственно на ведущее колесо, не поглощая её в себя при гибкости и амортизации. Именно поэтому современные шоссейные велосипеды делаются в основном из карбона (углепластика), который обеспечивает беспримерную лёгкость и жёсткость, в разы превосходящую как сталь, так и алюминий, из которых делались велосипеды ранее. Однако карбон карбону рознь и, например, модель начального уровня делается отнюдь не из того материала, из которого сделана топовая модель – у того или иного карбона разные технические характеристики (те же лёгкость, жёсткость, специфика и геометрия наложения слоёв углеродного волокна), которые имеют свою цену.

Впрочем, лёгкость и жёсткость отнюдь не единственные критерии качества велосипеда. И вот тут мы возвращаемся к тому самому «чувству езды», о котором упоминали. Хороший производитель, обладая многолетним опытом и секретами мастерства в производстве спортивных велосипедов, не только волшебным образом умеет придать неповторимые ощущения при езде на своём велосипеде, но и тщательным образом рассчитывает расположение слоёв углеродного волокна так, чтобы карбон обеспечивал не только жёсткость на кручение, но и, как это ни парадоксально, вертикальную податливость, обеспечивающую комфорт при езде.

Те же критерии выбора действуют и в отношении колёс. Для них также важны лёгкость и жёсткость, а в дополнительные параметры можно записать надёжность и качество вращения ступиц, а также высоту и форму обода, которые могут быть специфическими для определённых типов езды.

Если говорить об оборудовании (трансмиссии) велосипеда , то здесь всё довольно незамысловато: каждый производитель имеет модельную линейку, в которой группы оборудования ф(переключатели, тормоза, цепь, шатунная система) располагаются по ранжиру – чем дороже группа, тем легче, лучше работают и обеспечивают более точное и чёткое переключение скоростей и торможение её компоненты.

И не забывайте, что велосипед не автомобиль и его необходимо подбирать по росту. Практически каждая модель спортивного велосипеда имеет уникальную геометрию (длину труб и углы их стыковки) и уникальную размерную линейку, в зависимости от которой подбираются параметры ростовки. Разобраться в нюансах геометрии и соответствии росту того или иного человека часто непросто даже многим из тех, кто мнят себя в числе «посвящённых», поэтому за рекомендациями по подбору размера шоссейного велосипеда лучше обратиться к специалисту (настоящему специалисту, с опытом, реноме и рекомендациями).

ГДЕ ПОКУПАТЬ

Вообще, с головой погружаться в технические тонкости велосипедного производства – удел специалистов, а потому лучшей рекомендацией станет тщательный подход к выбору магазина, где вы планируете приобрести велосипед. Шоссейный велосипед – не «ашанбайк» и покупать его надо в соответствующем магазине, где грамотный персонал сможет ответить на все ваши вопросы и дать лучшие рекомендации исходя персонально из ваших потребностей и возможностей (а никак не потребностей и возможностей собственных продаж).

УХОД ЗА ШОССЕЙНЫМ ВЕЛОСИПЕДОМ

Шоссейный велосипед, особенно высокого уровня, техника довольно сложная и чувствительная, поэтому лучше всего его ремонт и техническое обслуживание (ТО) производить в специализированной мастерской, где есть механик с опытом, головой (знаниями) и руками, растущими из должного места. Хороший механик не только устранит уже наличествующие неисправности и проблемы велосипеда, но и предупредит владельца о возможных проблемах в будущем, и даст рекомендации по использованию.

От владельца же, для того, чтобы велосипед нормально работал и от его использования можно было получать как результат, так и удовольствие, требуется внимание и аккуратность: не забывайте его мыть и смазывать движущиеся части по мере необходимости (это продлит срок службы трансмиссии и обеспечит чёткость её работы), проходить своевременное ТО у специалистов (периодичность зависит от интенсивности использования), ну и просто любить его.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector