0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипед с одним колесом название

Как называется велосипед с одним колесом?

Одноколесный велосипед имеет два названия — уницикл и моноцикл. Появились данные модели сравнительно недавно.

О существовании велосипеда с одним колесом знают многие, и не только велосипедисты. Одноколесный велосипед прославился на цирковой арене – акробаты, жонглеры и клоуны умело разъезжают и выполняют всевозможные трюки на этих велосипедах. У моноцикла есть даже неофициальное название «цирковой велосипед».

Однако в последнее время он перестал «принадлежать» только циркачам и выкатился в широкие массы на улицы. Количество счастливых обладателей унициклов неуклонно растет, а если учесть его использование в спорте, то в недалеком будущем эта незатейливая конструкция может составить неплохую конкуренцию двухколесным аналогам.

Из чего состоит одноколесный байк, и его разновидности

Когда не знакомый с термином «моноцикл» человек слышит это слово, в его воображении могут возникать сложные ассоциации, плоть до какого-то необычного мотоцикла. На самом деле это простейшая конструкция:

  • колесо;
  • педали;
  • приводной кареточный механизм;
  • «рама» – регулируемая стойка;
  • сиденье.

Так выглядит классический уницикл, где не только отсутствует второе колесо, но нет и руля, тормоза и приводной цепи. Езда на нем предполагает постоянное кручение педалей и точную балансировку.

Впрочем, классика – это всего лишь эталон, на самом деле существуют и другие разновидности:

  • моноцикл с рулевым управлением;
  • одноколесный байк с тормозами под сиденьем;
  • комбинированный вариант – руль + дисковый тормоз;
  • с цепной передачей;
  • электрический одноколесный велосипед.

Перечисленные варианты оснащены дополнительными приспособлениями для более простой и безопасной езды. Другая модификация стандартного одноколесника называется ултимейт, который состоит только из колеса и педалей.

Весьма интересна модель «колесо для хомяков», или интроцикл – велосипедист находится внутри. Привод расположен в скользящем зацеплении с колесом, благодаря чему оно беспрепятственно приводится в движение.

Одноколесные велосипеды с тормозами и рулевым управлением оснащены втулками с обгонными муфтами, что позволяет двигаться накатом. Тормоз выполняется только в дисковом варианте, так как тормозить «педалями назад» на уницикле невозможно, а ободную конструкцию зацепить не за что. Клешня расположена под седлом или на руле (для велосипедов с рулевым управлением).

На скорость моноцикла напрямую влияет диаметр обода, так как геометрия рамы сведена к минимуму, а в случае с ултимейтом рама отсутствует полностью. Особенно четко выражена зависимость скорости от размера колеса на классических монобайках:

Размер колеса, дюймыСредний темп, км/чВысокий темп, км/ч
206,413
24816
291224
3617,635

Уницикл по скорости уступает стандартному велосипеду, и только 36-дюймовое колесо ставит его наравне с полноценным байком.

Стили езды и виды спорта на унициклах

Качественное совершенствование конструкции одноколесных велосипедов позволило им выйти не только на тротуары и площади, но и преодолеть спортивную планку. Так, появились специальные узкие дисциплины, точнее, ответвления от основных, где используются обычные велосипеды:

  1. Триал – преодоление препятствия на пересеченной местности и на высоких скоростях. Особые требования – прочность и выносливость конструкции, также обязательно наличие тормоза.
  2. Фристайл – исполнение трюков на унициклах. Прыжки, петли, развороты, виражи – все это выглядит захватывающе!
  3. OffRoad monocycle – преодоление бездорожья и крутых склонов на уницикле. Сегодня этот подвид велоспорта получает широкое распространение, благодаря легкости и удобству конструкции моноцикла.
  4. Туризм – еще одна дисциплина, которая связана с унициклами. Некоторые модели специально оснащаются багажниками, куда можно положить все необходимое, да и рюкзак на спину никто не отменял. Конечно, о дальних поездках речь не идет, но велотуризм с расстояниями до 150 км – вещь вполне осуществимая на одноколесном велосипеде.
  5. Стрит – наиболее распространенное «цирковое» направление: трюки, преодоление препятствий, прыжки на городских тротуарах. Сюда же входит и стандартная езда на одном колесе. Моноцикл – пока явление нечастое, и один даже его вид притягивает внимание.

Кроме велодисциплин, одноколесный велосипед включен в командные виды спорта:

Хоккей на унициклах причисляется к опасному виду спорта, так как игра проходит на обычном ледовом поле. Используются стандартные клюшки и шайба, которую команда как можно чаще должна забить в ворота противника. Подобные игры ежегодно проводит несколько европейских стран – Великобритания, Германия, Швейцария. На первом этапе участие принимают 8 команд, отбор победителей по «перекрестному» методу, когда каждая команда играет со всеми противниками. Победитель в финалах отбирается по количеству голов, в равнозначной ситуации забивают пенальти.

Баскетбол на велосипедах – игра с мячом, где участники перемещаются, крутя педали. Необходимо постоянно находиться в движении. Это обязательное условие игры. Передачи и броски такие же, как в стандартной игре. Для моноциклового баскетбола используют велосипеды на 24-дюймовых колесах с облегченными педалями. Соревнования активно проводятся в североамериканских штатах и в ряде стран Европы – Франции, Германии, Великобритании. На пике популярности оказалась команда из Пуэрто-Рико как самая сильная в баскетболе на унициклах.

Униполо – новый вид командного спорта, где вместо лошадей используют одноколесные велосипеды. Размеры поля меньше, чем в классической игре, также отличается форма клюшки ввиду особенностей передвижения участников. Моноцикловое поло было открыто в России в 2015 году.

Учимся ездить на одноколесном велосипеде

Освоить велосипед с одним колесом не сложнее обычного. Достаточно нескольких дней упорных тренировок. После того, как научились катать на уницикле, некоторое время придется оттачивать мастерство. Не обойдется без падений с седла, правда, они менее опасны, чем с обычного велосипеда.

Освоить «одно колесо» гораздо легче, когда за плечами имеется опыт вождения обычного велосипеда без рук, и хорошо развит вестибулярный аппарат.

Обучение езде на одноколесном велосипеде состоит из нескольких стадий:
1. Посадка и выдержка равновесия. Для этого необходимо свободно сидеть на велосипеде не передвигаясь. Этот этап самый сложный и отнимает большую часть времени. Для начала потребуется дополнительная опора – перила, стена, мебель, если стоять обучаемся дома. Постепенно отпускаем руку от опоры, смотрим прямо перед собой, концентрируя внимание на бедрах. Как только в отпущенном от опоры состоянии удалось простоять более минуты, можно приступать к движению.

2. Езда вперед. Для передвижения необходимо наклонить корпус и переместить вес тела вперед, а затем плавно прокрутить педали. Для затормаживания уницикла принять строго вертикальное положение или отклониться немного назад. Не стоит сильно выгибать спину, иначе есть риск «выпустить» велосипед. Движения плавные, в случае увода колеса просто соскочить с велосипеда вперед. Руками сильно не размахивать, чтобы не раскачивать колесо. Постепенно увеличиваем дистанции, скорость держим на минимуме.

Во время движения смотрим строго вперед, равномерно распределяем вес по сторонам, смещаясь немного вперед.

3. Повороты – неотъемлемая часть управления велосипедом. На классическом безрулевом моноцикле в поворотах участвуют бедра, как и при управлении обычным двухколесником «без рук». Для наклона и изменения траектории немного переносим вес на одно бедро – в ту сторону, куда собираемся повернуть. После поворота плавно выровнять нагрузку. Начинаем с поворотов большого радиуса, постепенно уменьшая его.

4. На последнем этапе можно увеличивать скорость передвижения. Сильно спешить, однако, не нужно – скорость должна быть такой, чтобы можно было безопасно соскочить с седла на ноги.

Одноколесный велосипед требует особого внимания к выдержке равновесия. Однако в реальных условиях от падений никто не застрахован, поэтому стоит заранее позаботиться об экипировке:

  • специальный велошлем для защиты головы;
  • наколенники и наклокотники;
  • легкая обувь, которая хорошо сцепливается с педалями;
  • на моделях с шипованными педалями желательна защита голени;
  • перчатки: защитят от ссадин при падениях на скорости.

И напоследок посмотрим, чем удобен уницикл в сравнении с двухколесным собратом:

  • вес моно-байка укладывается в 1/3 от веса двухколесного;
  • удобно хранить, переносить и перевозить в общественном транспорте;
  • менее травмоопасен в случае падений;
  • безопасен для окружающих;
  • лучшая маневренность.

От велосипедиста моноцикл требует повышенной концентрации внимания, гибкости, точности и тщательной «дозировки» движений. При обучении добиваемся такого состояния, чтобы велосипед стал продолжением ног.

Превращаем велосипед в уницикл

Любопытных экспериментаторов, безусловно, заинтересует, как сделать велосипед с одним колесом своими руками. В углу гаража скучает ненужный двухколесный велосипед. Выбросить или дать ему вторую жизнь? Воспользуемся вторым вариантом и поступим необычным способом – превратим его в уницикл.

Для модификации двухколесного байка в одноколесный воспользуемся формулой:

Для работы потребуются:

  • ключи для снятия руля и вилки;
  • съемники шатунов и каретки;
  • резка по металлу;
  • наждачка;
  • сварочный аппарат;
  • тиски.

Поскольку работа будет пыльная, запасаемся набором салфеток и керосином.

Приступаем к работе:
1. Полностью освободить раму: снять вилку, колеса, шатуны, цепь.

2. Резкой по металлу отрезать заднюю и переднюю части рамы. В работе нам понадобится только подседельная труба с кареткой и передняя вилка.

3. Расширить вилку на тисках под заднее колесо.

4. Счистить краску с нижней части кареточного стакана, затем вырезать круг диаметром под трубу вилки.

5. На верхнем конце вилки вырезать лунку под окружность кареточного стакана. Кстати, перед сваркой надо разобрать каретку.

6. Сварить переднюю вилку с кареточным стаканом. Далее необходимо проверить прочность сварки под нагрузкой: зафиксировать концы конструкции на двух стульях, сваренный узел посередине навеса и положить кирпич. Можно также встать на конструкцию. Сварка не должна расколоться, в противном случае повторить процедуру.

7. Установить каретку и шатуны с ведущей звездой.

8. На дропауты вилки закрепляем заднее колесо.

9. Протянуть цепь между звездами. Убрать звенья на слишком длинной цепи с помощью выжимки.

Одноколесный велосипед своими руками готов – получили моноцикл с цепным приводом. Вдобавок к этому, на данном велосипеде можно ехать по инерции.

Особое внимание на самодельном уницикле уделяем прочности сварочного стыка. После сборки обязательно проверяем на практике – рама должна остаться прямой и без трещинок!

Заключение

Велосипед с одним колесом – удобная и оригинальная альтернатива обычному байку. Он непременно подарит те же полноценные ощущения от поездок, привлечет внимание со стороны и неплохо натренирует внимательность. И, в отличие от обычного велосипеда, его намного проще собрать самостоятельно.

Велосипед с одним колесом название

К ак ни странно, идея использования лишь одного колеса в движущихся экипажах зародилась около полутора веков назад и уже претерпела несколько стадий развития, в том числе и свой ренессанс. Но тот факт, что теперь мы все можем приобрести автономную одноколесную платформу Airwheel с крохотным запасом хода, вовсе не означает, что подобные проекты прекратили свое развитие. Наоборот, к их разработке подключились даже мировые бренды, что уже намекает на перспективы в будущем. Пока же я предлагаю ознакомиться с самыми удивительными аппаратами, которые энтузиасты за это время собрали в своих гаражах. Проверяем нашу вертикальную устойчивость и погнали!

Марш одиноких

Назвать одинокими странных изобретателей, полюбивших в «мобилях» всего одно колесо, можно не только за характер их проектов, но и за всеобщее непонимание, с которым они сталкивались. Всего, начиная с 1867 года и заканчивая сегодняшним днем, общее количество запатентованного транспорта с моноколесом перевалило за 40. Однако многие из этих конструкций оказались настолько заковыристыми с технической точки зрения, что обречены оставаться на бумаге и теперь. А те, что все-таки увидели свет, можно пересчитать по пальцам.

Первый внятный проект «уницикла», или велосипеда с одним колесом, возник в 1884 году. Автор оного в историю не попал, т.к. идентифицировать его возможности не представилось. Зато концепция предложенного им транспорта стала отправной точкой для дальнейших исследований одноколесного транспорта. И следующий подобный проект был зарегистрирован через 20 лет, в 1904-ом, уже с бензиновым двигателем на борту. Кроме оснащения, у одноколесника поменялось и название — моноцикл. Правда, стало звучать основательнее? В 1910 году одним из них первых таких аппаратов, воплощенных в металле, стал моноцикл Эдисона-Путона, построенный во Франции. До наших дней он не сохранился, зато немец Ф. Шленкером представил полностью рабочую копию этой машины. Ее единственное колесо приводится в движение аутентичным одноцилиндровым бензиновым двигателем De Dion объемом 150 см³ и мощностью 3,5 л. с.

На 1911 год пришелся патент моноцикла с установленным толкающим винтом от американца Тома Коутса Клинтона. На сей раз «прогрессивный» транспорт представлял собой огромное, в человеческий рост колесо с внутренней рамой, к которой крепился мотор, а также платформа с сиденьем и стабилизирующими колёсиками. Премьеру устройства организовали на Миланской выставке, которую во всех подробностях документировала газета «La Vie de l’Automobile». И хотя моноцикл поверг почтенную публику в шок и трепет, хода изобретению не дали.

В начале ХХ века человечество воспринимало скептически даже четырехколесные автомобили, считая их новомодной диковиной. Что уж говорить о моноцклах, в которых люди видели едва ли не инопланетные корабли. И хотя их образы вдохновили многих иллюстраторов, будущее для такого транспорта в те годы было предопределено.

Динасфера

Этот проект возник в 1932 году и получился настолько большим, нет, просто гигантским, что не раз заставлял своего создателя сменить исподнее. Ведь в борьбе с низкой устойчивостью одноколесного транспорта доктор Джон Арчибальд Первес не придумал ничего лучше, как использовать в конструкции Dynasphere широкую несущую раму. В итоге получилось трехметровое стальное колесо весом около 450 кг, которым д-р Первес попытался заменить всю автомобильную отрасль на планете.

К счастью, промышленной революции по версии доктора не случилось. Мегаколесо Dynasphere на проверку оказалось даже более устойчивым, чем предполагал его создатель. Рулевое управление в нем отсутствовало напрочь, и чтобы задать траекторию движения этого аппарата на скорости 40 км/ч, водителю приходилось отклоняться вправо или влево, тем самым смещая центр тяжести Dynasphere. Надо ли говорить обо всех опасностях такого передвижения?

Впрочем, Первес был не только фанатом сферических путешествий — практическая жилка в его характере также присутствовала. Глядя как зеваки разбегаются прочь от его громадного моноцикла, доктор решил упростить процесс вождения оного. Вторым вариантом Dynasphere оказался двухместный экипаж, приводимый в действие 6-сильным бензиновым двигателем. Водительская платформа, на которой размещались также пассажир и силовой агрегат, была оборудована подвеской с регулируемым углом наклона относительно колеса. Это позволяло управлять движением Dynasphere как в обычном автомобиле, т.е. поворотом руля. Гордый своим открытием Д. А. Первес модернизировал Динасферу, разработав платформу для перевозки пяти и даже восьми человек! Такая вместительность впечатляла, только вот полностью укомплектовать экипаж для новых испытаний доктору не удалось.

При всем своем гротеске и неуклюжести, Dynasphere существенно ускорила развитие моноциклов. Ведь обрубив шар с двух сторон относительно центра, д-р Первес устранил главный недостаток подобного транспорта — его неустойчивость.

Байкер и его лень

На самом деле, 47-летний Керри Маклин — убежденный фанат мотоциклов, скорости и экстремальной езды. Но все же построить кастомный байк «о двух копытах» для него оказалось задачей куда более сложной, чем сварганить из подручных материалов одноколесное транспортное средство. Идея понравилось американцу настолько, что вскоре он из кустарной самоделки перешел на легальное и востребованное чудаковатой публикой производство!

Первый моноцикл, собранный Маклином, являлся модифицированным тракторным колесом с диаметром около 90 см. Энтузиаст оснастил его бензиновым двигателем водяного охлаждения мощностью в 40 «лошадей». Этого вполне хватило, чтобы разогнаться до 100 км/ч на диковинном аппарате и попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Байкер не покидал страницы местных таблоидов и по другой причине: его изобретение стало первым моноциклом, официально зарегистрированным дорожной полицией штата Мичиган.

Конструкторские решения, примененные Маклином, намного превзошли опыт предыдущих моноциклистов. Согласно утверждениям изобретателя, его машина лишена крупнейшего недостатка одноколесников: даже при резком торможении водитель не переворачивается через голову, а лишь немного подается вперед. Аппарат оказался настолько удачным, что Кэрри даже основал собственную компанию McLean Wheel и спроектировал на базе прототипа-рекордсмена маломощную (5 л. с.) и вполне безопасную коммерческую модель. Заплатив $8,5 тыс., всякий фанат экстрима может оказаться в буквальном смысле в центре событий! При этом «тяжелую артиллерию» Маклин приберег для собственных нужд: в его гараже поселились несколько экспонатов, оснащённых V-образной «восьмёркой» от автомобилей Buick Wildcat, McLean V8 и McLean V8 Rocket Roadster. Их мощность благоразумно не указывается автором, но мы-то знаем, что такие тачки комплектовались моторами с потенциалом, колеблющимся с 325 л. с. до 370 л. с.!

Достижения Керри Маклина оказались настолько же удачными, насколько и впечатляющими: мало того, что своим McLean Wheel изобретатель впервые за 60 лет сдвинул эволюцию моноциклов с мертвой точки, он еще умудрился неплохо заработать на этом! А постоянные эксперименты с объемом двигателя недвусмысленно подводят его к новому скоростному рекорду в этой области. Остается только порадоваться отсутствию у м-ра Маклина эмоционального здоровья, ибо нормальный человек, находясь внутри бешено вращающегося колеса, при запланированной в будущем скорости в 160 км/ч явно не выживет…

Одноколесный бунт

В ХХ веке вся история моноцикла строилась вокруг того, что водитель этого транспорта сидит внутри колеса. Но в 2003 году изобретатель Джек Лайалл совершил настоящий переворот, оборудовав кресло пилота снаружи одноколесника. Вся техническая начинка при этом оставалась на своем прежнем месте, что превратило и без того странное средство передвижения в героя постапокалиптических фильмов. Д. Лайалл назвал свое детище RIOT Wheel, что значит «Колесо, изобретенное заново» (англ. ReInvention Of The Wheel).

Устроен данный аппарат весьма остроумно. Чтобы придать ему устойчивость, Лайалл поместил внутрь колеса подвижный противовес массой 204 кг. Вне зависимости от того, бездействует моноцикл или едет, оный всегда занимает такое положение, чтобы уравновесить сидящего водителя. Двигатель Honda объемом 800 см³ и мощностью 6 л. с. установлен по тому же принципу и способен менять своё положение внутри колеса независимо от первого противовеса. При разгоне он сам отклоняется вперёд (или назад при торможении) пропорционально развиваемому крутящему (тормозному) моменту.

Немалую роль для придания устойчивости RIOT Wheel играет и ширина самого колеса. Также моноцикл оснащен 30-килограммовым гироскопом, который, реагируя на усилие рулевых рукояток, способен отклоняться горизонтально и изменять траекторию его движения. В качестве страхующего управление элемента кресло водителя имеет люфт 15º в обе стороны, что также может задавать RIOT Wheel необходимое направление. По словам изобретателя, отклонения центра тяжести моноцикла достаточно для реализации полного крутящего момента двигателя и интенсивного торможения вплоть до юза. При общем весе в полтонны аппарат развивает скорость 46 км/час.

Решился на строительство этого одноколесника Джек Лайалл только лишь ради фестиваля Burning Man, что ежегодно проводится в пустыне Блэк-Рок, штат Невада. На мероприятие съезжаются все любители технологически и эстетически похулиганить. И конечно же, изобретение RIOT Wheel пришлось тамошней публике по вкусу. К публичному успеху своего прототипа Лайалл оказался не готов — вместо того, чтобы почивать на лаврах первоиспытателя «заново изобретенного колеса», засел в гараже с новыми разработками.

Увлеченный случайной идеей, Джек Лайалл объявил в Сети, что собирается усовершенствовать RIOT Wheel, сделав его легче и быстрее. Вместо простейшего ДВС изобретатель планирует применить мощные электродвигатели, которые сделали бы этот моноцикл самым быстрым из существующих в мире. Под этот проект Лайалл даже собирал пожертвования. Вот только средства от них, видимо, пустил «на сторону», ведь никаких рекордов «заново изобретенное колесо» так и не установило.

Самокаты электрические

Сказать, что судьба моноцикла с самого начала не сложилась, значит, не сказать ничего. Если изобразить ее на диаграмме, это будет ровная прямая с редкими «вспышками» от изобретателей-энтузиастов. Всерьез транспортом такого типа не занимался никто, но в 2010 году компания Ryno Motors взялась это исправить.

Тогда инженер Крис Хоффманн заявил о серийном выпуске одноколесного электроскутера собственной разработки. По оценочным меркам, стоимость одной единицы такой техники не превышала $3 500, однако запуск Ryno в массовое производство откладывался раз за разом. Осенью 2011 года речь шла уже о выпуске лимитированной серии в 50 экземпляров. Эти моноциклы, стоимостью $25 000 каждый, должны были быть собраны вручную и служить рекламой грядущего массового производства.

Почему м-р Хоффманн вообще был уверен, что его новоиспеченная компания останется в плюсе от этой идеи? Все просто: инженер исследовал все существующие на тот момент мобильные аппараты и, выделив их недостатки, понял, что моноцикл их практически полностью устраняет. Ноги пилота Ryno не устают, в отличие от пользователей Segway. Он легок, компактен, прост в обращении. Снаряженная масса этого моноцикла составляет 57 кг. А полного заряда аккумулятора достаточно, чтобы покрыть расстояние в 48 км со скоростью около 40 км/ч. К тому же заряжать Ryno можно от обычной розетки: для этого не нужно тянуть в дом весь «скутер», достаточно вынуть батарею из его корпуса.

Кроме того, новенький моноцикл показал неплохую маневренность. Журналисты, тестировавшие первые модели, утверждали, что научиться управлять Ryno можно всего за несколько минут. Благодаря скрытым внутри карбонового кузова датчикам, одноколесник сам поддерживает свою устойчивость во время движения. Они же отвечают за разгон/торможение, которые происходят с аппаратом, стоит водителю наклониться вперед или назад. Поворачивать в стороны можно и при помощи самого обыкновенного мотоциклетного руля, на котором также присутствуют рычаг тормоза и кнопка акселератора.

Ryno Motors — создатели одноименного моноцикла — настроены серьезно. Они уверены, что создали еще один нишевый продукт, который понравится всем любителям компактного транспорта. На этом одноколесном электроскутере можно легко и удобно добираться до работы, а возможность замедления до неспешного шага позволяет использовать Ryno даже внутри помещений. При этом моноцикл не боится пробок, не представляет проблем с парковкой и не нуждается в заправке дорогостоящим топливом. Быть может, читатель, сейчас ты смотришь на истинный транспорт будущего?

Одноколесный велосипед уницикл: когда два колеса уже чересчур

Что из себя представляет уницикл и почему его считают одним из самых адреналиновых видов развлечений?

Можно подумать, что спускаться по горным склонам на двух колесах было не достаточно сложно, и искатели острых ощущений придумали еще более сумасшедший вид экстремального спорта — горный моноциклинг (унисайклинг, мountain unicycling, муни).

Говорить про унисайклинг, что это сложно и опасно — большое преуменьшение.

Одноколесный велосипед имеет несколько общепринятых названий: уницикл, моноцикл, и юнисайкл. Вариант «уницикл» самый распространенный. Это эволюция гран-би или пенни-фартинга, популярного в конце 19 века велосипеда с огромным передним колесом. Примерно до 70-х годов прошлого века этот девайс осваивался только акробатами и производился на заказ, сейчас же одноколесные велосипеды часто встречаются в арсенале городских экстремалов.

Детали и строение уницикла

Конструкция одноколесного велосипеда складывается из колеса, шатунов, рамы, педалей и седла. Отличие колеса уницикла от велосипедного в прямой передаче — ось и втулка объединены, поэтому вращение педалей напрямую передаётся колесу. Рама похожа на вилку двухколесного байка, крепление для седла расположено в верхней части рамы. Руль не направляет движение, а помогает контролировать моноцикл в качестве дополнительной точки опоры.

Седла унициклов отличаются от велосипедных, их эргономика рассчитана на вертикальную посадку водителя. Фиксаторы для стоп отсутствут, ввиду частых соскакиваний при потере равновесия.

Виды одноколесных велосипедов

На данный момент в арсенале одноколесных велосипедов около 12 видов. Даже сообщество унициклистов до сих пор привыкает к огромному росту интереса к своей субкультуре и выбору приборов — их почти так же много, как типов велосипедов или даже машин. Это относится также к ценовому диапазону и возможностям их использования.

Рассмотрим виды одноколесных велосипедов и их назначение.

Серия унициклов для начинающих (Beginner или Neighborhood/Gym)

Строго говоря, это «простые» одноколесники, которые подходят и для начинающих. Большинство унициклистов учатся кататься на универсальных моделях и только со временем определяются с типом езды.

Лет пятнадцать назад в магазинах можно было найти исключительно эту категорию, различающуюся только размером колес от 12″ до 24″. Нужный размер по типу езды выбирают примерно так:

  • 12″-16″ — выбор цирковых артистов для комедийного эффекта и для детей. Удобный размер для транспортировки и хранения.
  • 20″ — самый распространенный размер для обучения унициклингу, плюс большой выбор шин.
  • 24″ — переходная форма между базовыми моделями и круизерами. Подходит как для базовых трюков, так и для катания по окресностям.
  • 26″ и больше — гоночные и для длительных поездок.

24″ круизер-унициклы (Cruiser) все еще в категории универсальных, но с возможностью покрывать большие растояния за счет размера колеса. Подходит для совершенствования навыков вождения, разучивания нескольких трюков.

Туристические, гоночные моноциклы и для регулярных поездок 26″-36″ (Touring/Commuter Unicycles)

Унициклы ограничены по скорости диаметром колеса, поэтому модели для длительных путешествий производятся с внушительными 26″ — 29″. Это классический размер велосипедных колес дорожного типа. Помимо размера, туристические одноколесные велосипеды имеют массивные шины. Эти модели все еще помещаются в багажник автомобиля, при этом гораздо более комфортны для прогулок.

Даже большое колесо уступает по эффективности двум, но пилот моноцикла получает интенсивную тренировку и проработку мышц от поясницы до голени.

Одноколесные велосипеды для регулярных поездок имеют колесо диаметром 32″-36″, которые иногда оснащаются двухскоростными обгонными муфтами, дисковыми тормозами и рулем. Втулки разгоняют 24″ до эквивалента 36″, 29″ до 42″, 36″ до 54″, позволяют ехать по инерции без вращения педалей. В моделях с рулем часть веса пилота подается вперед, тем самым обеспечивается более аэродинамическое положение при движении.

Сложнее ли кататься на больших колесах? Требуется немного практики, но начинать осваивать моноцикл нужно с 20″-24″ диаметров.

Как далеко можно укатить на одном колесе? Опыт сотен путешественников говорит, что расстояние не имеет значения — десятки унициклистов проходят тысячи миль в кругосветных путешествиях на одном колесе. Если континентальное путешествие на уницикле вы не планируете, это отличный вариант добираться на работу и в школу каждый день, оставаясь в форме и привлекая массу внимания.

Горные унициклы, муни, внедорожные и кросс-кантри (Mountain, Off-road, Muni)

В любом месте, где может проехать горный велосипед, проедет и горный уницикл. Горный унисайклинг — быстро развивающийся вид экстремального спорта, имеющий свою Международную Федерацию со штаб-квартирой в Окленде.

Для прохождения по пересеченной местности спортсмены начали модифицировать простые модели моноциклов, добавляя шипы и крепления на педали, затем подтянулись производители с более широкими рамами и шинами. Но больше всего внимания было уделено сердцу одноколесника — узлу оси/хаба. В основу был положен привод BMX, который был адаптирован под моноцикл. Обычные однорычажные оси ломались от нагрузки, в горных моделях появилась шлицевая ось Q-Axle — надежная система крепления шатуна к втулке.

Триал, Стрит и Флэтленд унициклы

Предназначены специально для прыжков и езды с препятствиями, в том числе для преодоления лестниц, заборов перил и др. Размер колес варьируется от 19″ до 20″, в таком размере моноциклы легче и идеальны для маневров. Из-за постоянных ударов и прыжков стрит-модели имеют усиленную ось и шатуны, толстые шины.

Формат триал отлично подходит для детей и невысоких пилотов. Для уличного катания и трюков требования к одноколесным велосипедам в основном схожи. Слишком высоко на них лучше не прыгать, они не так быстры, как гоночные модели.

Флэтленд-версии подходят для улицы, но без трюкачества и препятствий. Это промежуточный вариант между фристайлом и триалом, относительно новая область езды.

Фристайл унициклы

На 100% трюковые и шоу одноколесные велосипеды. На таких моделях проводятся соревнования в индивидуальном фристайле, парном и групповом. Что делает моно фристайлерским? колесо в 20″, оптимизация для катания в помещении (без металлических деталей, которые могут касаться пола и шин, оставляющие следы на покрытии), очень качественная прочная сборка, рассчитанная на нестандартные нагрузки, часто имеет вилочную коронку, предназначенную для постановки ног.

Возможны ли занятия фристайлом на других типах унициклов? Да, но специально разработанные модели обеспечивают лучшее сцепление с полом и имеют другие преимущества: шины фристайлеров не оставляют следов на полу, укороченные шатуны специально сделаны для облегчения трюков, расстояние между педалями оптимальное для акробатики и маневров, особые вилки, удобные для постановки ног, менее травмоопасные педали.

Размер в 20″ удобен в помещении, оптимален для определенных типов трюков, имеет небольшой вес.

Ultimate Wheel уницикл без седла и рамы

Самая простая конструкция одноколесного велосипеда, состоящая из колеса с двумя педалями. Сложный, но и самый желанный для освоения вид унициклов. Рекомендую посмотреть несколько роликов с ультимейтами здесь. Ultimate Wheels можно делать своими руками, с уникальным дизайном. В качестве тренировочного снаряда это отличный инструмент.

На любой уницикл есть возможность прикрепить дополнительные два страховочных колеса для баланса на время обучения. Если для вас такой вид городского экстрима слишком экстравагантен, обратите внимание на трюковые самокаты.

Как выбрать одноколесный велосипед?

Сначала необходимо определиться с типом езды, и по этому критерию выбрать вид уницикла. Выше обсуждались оптимальные размеры колес для начинающих, но это не единственный критерий — размер уницикла должен соответствовать длине вашей ноги. Выбирать нужно по длине от промежности до пола в обуви, а не по замеру брюк:

Вам также нужно решить, чем вы хотите заниматься на уницикле. Краткий гайд по размерам колеса:

  • 12″: предназначен для детей дошкольного возраста, не совсем подходит для активного отдыха на улице, ему нужна ровная поверхность. К слову, самому маленькому унициклисту было всего 18 месяцев.
  • 16″: уницикл для детей от 5 до 8 лет, пригоден только для идеального дорожного покрытия или в помещении.
  • 20″: самый популярный размер, идеально подходящий как для обучения, так и для спорта. На этот диаметр продается множество шин. Такие модели уже достаточно быстрые и подходят для трюков, но и удобны в хранении и перевозке.
  • 24″: универсальный размер среди моноциклов для взрослых. Хорош для улицы и пересеченной местности, но велик для помещения. Для фристайла и трюков уже великоват, но подходит для обучения и Муни.
  • 29″: хороший диаметр для длительных поездок, большое колесо быстрое и гладко идет по дорожному покрытию. Для подготовленных ездоков.
  • 36″: идеален для длительных прогулок, повседневной езды и скоростного катания. Не для начинающих.

Если колесо окажется для вас слишком маленьким, то поездка на нем будет напоминать поездку на детском трехколесном велосипеде. С большим другие проблемы — сложно удерживать равновесие и маневрировать. Выбор высоты рамы не менее важен — слишком высокая стойка сиденья не даст устойчиво управлять унициклом, маленькая стойка заставит почувствовать себя клоуном в цирке и будет вызывать болезненные ощущения в коленях.

Несколько слов о седлах унициклов. Сиденье для прогулочной модели и регулярной езды должно быть более широким, как Kris Holm Freeride Saddle. Трюковые модели оснащаются узкими седлами, а фристайл еще и пластиковыми.

Длинные ноги — не приговор. Приобретите более высокую раму под свои габариты на любое колесо. Приятно, что ограничений по весу для унициклистов нет. Если вы тяжелее 100 кг, просто выберите Муни или укрепленный фристайл.

Как научиться кататься на уницикле?

Одной теорией тут не обойдешься, но есть несколько по-настоящему важных деталей при освоении уницикла:

  1. Вы должны научится держать вес на седле, а не на педалях.
  2. Сидеть необходимо идеально прямо, словно стойка является продолжением вашего копчика.
  3. Как только начнете движение, продолжайте крутить педали — импульс вперед помогает удержать равновесие.
  4. Идеальное место для первых тренировок — узкий длинный коридор, в котором вы достаете до обеих стен.
  5. Не смотрите вниз, только вперед. Это правило работает везде, где необходимо сохранить баланс.

Великолепная статья на тему обучения езде на моноцикле на сайте жонглеров, настоятельно рекомендую ознакомиться. Автор статьи берет интервью у нескольких профи унициклистов, и каждый из них подробно описывает свой способ обучения. Можно сказать, что по этой ссылке исчерпывающая теория, которую остается только опробовать на практике. Все говорят, что освоить одноколесный велосипед не сложно, но обучение нелинейно — прорыв случается после нескольких неудачных попыток и все идет как по маслу дальше.

Семейный активный отдых на унициклах

Ничего не сказал о ценах. Самый дешевый уницикл уровня Beginner стоит около $80, самый дорогой из серии Kris Holm $770. Часто вижу в продаже почти новые б/у моноциклы на сайтах-барахолках, за какие-то символические деньги. Есть смысл начать даже с подержанного велосипеда, чтобы понять, ваше это или нет.

Велосипед с одним колесом название

Уницикл содержит меньшее число комплектующих по сравнению с двухколёсным велосипедом:

  • Рама — вилка, как у обычного велосипеда
  • Седло — особой формы, специально обустроенное для езды вертикально
  • Подседельный штырь — труба, на которой закреплено седло
  • Хомут подседельного штыря — зажим, который фиксирует подседельный штырь на определенной высоте
  • Колесо со спицами — 36 либо 48 длинных тонких металлических спиц, закрепленных между втулкой и ободом колеса
  • Втулка — цилиндрическая деталь в центре колеса, которая крепит на себе шатуны, спицы и раму
  • Шатуны — на концах которых крепятся педали
  • Подшипники — закреплены между втулкой и рамой (в отличие от велосипеда, где подшипники соединяют втулку и стакан колеса) и позволяют колесу крутиться
  • Держатели подшипников — крепления, с помощью которых рама крепится к подшипникам на оси втулки
  • Педали — подножки, закрепленные на концах шатунов

Некоторые термины

  • Соскок — незапланированное падение с уницикла
  • Твентинайнер (англ.29er ) — уницикл с диаметром колеса 29 дюймов, предназначенный для поездок на расстояния
  • Кокер (англ.Coker (36er) ) — уницикл с диаметром колеса 36 дюймов, предназначенный для поездок на большие расстояния
  • Фристайл (англ.Freestyle ) — тип 20-ти дюймового уницикла и, одновременно, стиль езды, подобный фигурному катанию. Требует большого умения и сноровки
  • Триал (англ.Trials ) — очень прочный, с большой покрышкой 19″ уницикл и стиль катания, включающий высокие прыжки и преодоление различных сложных препятствий
  • Муни (англ.MUni ) — стиль катания по бездорожью, горным склонам или искусственно созданным трассам. А также тип уницикла, который для этого используется. Как правило это уницикл с колесом 24-26 дюймов, с прочной рамой и большой «зубастой» покрышкой
  • Стрит (англ.Street ) — cтиль катания, заключающийся в выполнении трюков на скорости: запрыгивание на бордюры и бортики, скольжение по перилам, езда по лестницам и тд

В искусстве

  • «Звезда цирка» — один из самых первых трёхмерных мультфильмов студии Pixar. 1986. Главный герой — одноколёсный велосипед.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Unicycles
Типы велосипедов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector