0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Втулка заднего колеса велосипеда планетарная

Планетарная втулка для велосипеда

7 минут Автор: Михаил Скворцов 195

Оптимальная эффективность движения, частота педалирования, скорость и нагрузки на велосипед регулируются при помощи механизма скоростного переключения. В отличие от синглспида, велосипед с несколькими режимами передачи крутящего момента способен подстраиваться под конкретные условия передвижения. «Скоростную» систему используют практически на все типах великов: от городских и трюковых до гоночных и маунти-байков.

К распространенному типу трансмиссии велосипеда относится планетарная втулка, внутри которой расположен шестеренчатый механизм изменения передаточного отношения. Взаимное расположение и зацепление шестерней регулируется переключателем скоростей, который, в свою очередь, приводится ручкой на руле. Принципиальное отличие от «звездочной» трансмиссии позволило такой системе переключения передач неплохо укрепиться в велосипедной среде.

Из чего состоит и как работает планетарная втулка

Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. Для наглядности покажем стандартную схему для всей планетарной передачи:

Желтым цветом изображена солнечная шестерня. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются обозначенные синим цветом планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило» (зеленый цвет). Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения.

Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования. На рисунке она показана красным цветом.

Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения водила относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается подстройка велосипеда под угол направления дороги и регулируется его скорость.

Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи, водило замыкается на корпус втулки. Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой трехскоростной планетарке:

  • Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает водило за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и составляет 0.733.
  • Главная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. Иначе говоря, со втулкой соединено не водило, как на первой передаче, а звездочная шестерня. Что происходит при этом? Втулка вращается быстрее водила, а для достижения максимальной скорости понадобится больше усилий по сравнению с пониженной передачей.
  • Передаточное число повышенной, или третьей, передачи больше единицы, и для трехскоростных велосипедов оно составляет 1.364. Направление движения водила и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее ускорение по сравнению с главной передачей.
  • Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных отношений выше, чем у трехскоростной за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы многоскоростных и простых втулок будет одинаковым. Разница только в том, что у каждой планетарной составляющей будут свои фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения отношений передач, а в целом у механизма их будет в несколько раз больше.

Производители втулок: плюсы и минусы

Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается несколько производителей:

Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных систем переключения скоростей.

Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%. Shimano – известнейший производитель велозапчастей и скоростных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – 11-скоростной системой переключения скоростей. Sturmey может похвастаться гибридными кассетно-планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.

Преимущества использования планетарных втулок

  1. Прямой ход цепи и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи трансмиссия выглядит как у обычного сигнлспида.
  2. Скрытый от внешних воздействий механизм переключения передач отличается высокой долговечностью по сравнению с кассетами и трещотками. Могут быть задействованы все соотношения передач. Об этом смело скажут отзывы от велосипедистов, перешедших со «стандартных» скоростных велосипедов на планетарные.
  3. Нет необходимости постоянно обслуживать устройство, также его сложно нечаянно повредить.

Как и у всего на свете, у втулок с планетарными передачами есть свои «но»:

  1. Невозможность использования в велосипедном гоночном спорте из-за высокого трения и чувствительности шестерней.
  2. Ощутимая прибавка к весу: только некоторые трехскоростные втулки весят чуть меньше килограмма. В движении привес на заднее колесо дает о себе знать.
  3. Ремонт таких механизмов почти невозможен в домашних условиях, да и сервис, где ремонтируют планетарные втулки, нечасто можно встретить. Одноразовость планетарок не позволяет их выгодно привести в рабочее состояние, лучшим вариантом будет установка новой.
  4. Запредельная стоимость. Конечно, она вполне оправдана, однако ставить редуктор с нуля на сигнлспид нет смысла. Гораздо проще купить готовый велосипед с ней.

Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде

Нанести вред механизму велосипедного редуктора сложно, но возможно, если систематически неправильно его использовать. При движении на велосипеде с планетаркой есть простое правило: осуществлять переключение передач без педалирования.

Странно? Ничуть. Планетарный механизм имеет сходство с механической КПП машины, а там ведь тоже при переходе с одной передачи на другую газ отпускается. А «газ» для велосипедиста – это кручение педалей.

Переходить с одной передачи на другую нужно немного заранее, и делается это так:

  • Велосипед движется накатом, усилия на педали минимальны.
  • С помощью ручки переключается передача.
  • Через несколько оборотов колес (около 2 секунд) можно педалировать.

Езда в гору сопровождается переходом на пониженную передачу, то есть передаточное отношение должно быть меньше, чем до перехода. На трехскоростных планетарках это просто: перейти на первую передачу. С другими вариантами вполне нормальным будет переключиться, например, с третьей на вторую.

На повышение нужно идти последовательно, то есть сначала первая, затем вторая и так далее. При сбросе скоростей можно перешагивать. В однообразных условиях, где нельзя развить скорость (тротуар с пешеходами, например), лучше применять только главную передачу без переключений.

Велосипеды с планетарными втулками способны преодолевать значительные расстояния без большого количества спусков и подъемов, поэтому их часто можно встретить в больших городах с развитой сетью дорог и населенных пунктах на ровной местности. Такой вариант трансмиссии идеально подойдет тем, кто не хочет постоянно возиться с кассетами и цепями и при этом часто ездят по городу, загородным поселкам и равнинным трассам.

Планетарная втулка для велосипеда. Принцип работы, плюсы и минусы, обзоры моделей

Велоспорт это очень трудное занятие, которое требует сноровки и большого терпения. Однако этого не достаточно. Очень важно, чтобы комплектующие этого средства, отвечали всем последним требованиям техники.

Купить колесо с планетарной втулкой… Легко сказать. Это не картина, которую принес домой, повесил на гвоздик, и любуйся. Надо купить подходящий обод, кучу мелких деталей, которые могут подойти к выбранной планетарке, а могут и не подойти. Наконец, надо поженить обод и втулку, подобрав правильные спицы. Не заморачивайтесь! Выберите планетарную втулку полный установочный комплект в нашем магазине Provelolab.ru и сообщите размер колеса. Мы предложим вам готовые варианты или соберем колесо по вашему проекту, рассчитаем стоимость и пришлем счет. В течение рабочего дня готовое колесо с необходимыми деталями будет отправлено в ваш адрес. Вам останется переставить покрышку, заменить колесо, провести трос с рубашкой и закрепить шифтер на руле.

Велосипеды с внутренним механизмом переключения скоростей выгодно отличаются от велосипедов с внешним переключением отсутствием нежных и хрупких деталей, висящих сбоку от велосипеда. Пеньки, камни, бордюры, ветки могут серьезно расстроить планы владельца велосипеда с внешним переключением. Дорожная пыль, песок, а нередко вода и грязь, как в пылесос, собираются в переключатель и кассету и вызывают необходимость частого обслуживания с периодической заменой деталей.
Велосипед с планетарной втулкой требует к себе намного меньше внимания.
Переключение скоростей на велосипеде с планетарной втулкой происходит мгновенно, причем не важно, стоит велосипед или едет. В одно движение можно переключиться с 8-й на 2-ю, лишь на мгновение ослабив давление на педали.
Почему же планетарки встречаются на велосипедах значительно реже, чем трансмиссии с навесными переключателями ?
1. Высокая начальная цена приобретения. Если сравнивать с игрушечными одноразовыми трансмиссиями на популярных у нас «макетах» МТВ, то цена планетарки просто запредельная. Но прикиньте стоимость многоскоростной трансмиссии, хотя бы класса Acera, и цена Nexus 7 уже не пугает.
Продолжаем экономические выкладки. Стоимость владения. Мы говорим о велосипедах, которые за год проходят 5-7 тысяч км.
За сезон уходит 2-3 цепи, ролики или весь переключатель, кассета. За 2-3 сезона начальные затраты на планетарку полностью окупаются.
2. Дань моде. «Не круто», когда у велосипеда мало звездочек и не висит сбоку «бантик» с двумя роликами. Велосипед с внутренним переключением выглядит рабочей лошадкой рядом с МТВ, выставившим напоказ все свои прелести.
На деле, многие владельцы MTB часто разочаровываются в своем приобретении. Пытаются прилепить к велику полноразмерные крылья, мощный багажник, широкое седло, высокий вынос руля. Но с трансмиссией ничего не поделаешь без потери функциональности. Сбоку «бантик» продолжает раздражать своего хозяина, как лисий хвост в известной сказке.
3. Лишний вес. И много ли тут лишнего? Втулка, кассета, переключатель, тормозной диск и суппорт тянут 1500-1600 грамм. Мы еще не посчитали передний переключатель.
Nexus 7 весит 1900 гр, а Nexus 8 — 2200. В итоге перевес составляет всего 400-700 граммов.
4. Потери на трение в планетарной втулке. Причины перечисленные выше скорее можно отнести к субъективным факторам, а вот от потерь на работу редуктора никуда не деться.
Но конструкторы за более чем 100 лет существования велосипедных планетарных втулок максимально оптимизировали механику.
Во-первых, планетарный редуктор — один из самых эффективных механизмов такого рода.
Во-вторых, в самых востребованных верхних передачах в движении участвует лишь одна ступень редукции. В тяговых, нижних передачах, потери на двойную редукцию менее заметны.

Кому нужна планетарная втулка?

Колесо в сборе с планетарной втулкой обычно покупают для расширения возможностей односкоростного велосипеда.
Установить колесо с планетаркой под силу любому велосипедисту, способному заменить покрышку на своем велосипеде.
Остается выбрать сколько передач вам нужно. Если на велосипеде вы ездите на работу, на дачу по постоянному маршруту и на вашем пути нет серьезных подъемов, то можно обойтись установкой трех-скоростной втулки Nexus GS 3C41.
Для более разнообразных условий любителям «по лесам, по полям» подойдет Nexus Inter 7, а Nexus «восьмерка» открывает дорогу на крутые подъемы и легкое бездорожье, при этом сохраняется возможность подобрать подходящую передачу для хорошей дороги.

Планетарные втулки для велосипеда

Вы сможете выбрать и купить планетарную втулку для велосипеда из ассортимента нашего каталога. В наличии планетарные скоростные втулки Shimano Nexus

Натяжитель цепи CT-S510 (с фиксированным роликом). Для вертикальных дропаутов.

Серия SHIMANO ALFINE

Номер модели CT-S510

Цвет Серебристый и Черный

Скорости Одиноч

Натяжитель цепи CT-S500. Для вертикальных дропаутов.

Серия SHIMANO ALFINE

Номер модели CT-S500

Цвет Черный

Скорости Одиноч

Совместимая цепь CN-HG93, CN-HG71, CN-HG53

Многоскоростная втулка SG-C6001-8C с внутренним механизмом переключения для применения с ножным тормозом (8-скоростная). Повышенные общий комфорт и эффективность катания. Более высокая эффективность переключения даже при сильном натяжении цепи, обусловленном двигателями электровелосипедов E-bike.

Многоскоростная втулка SG-C6001-8C с внутренним механизмом переключения для применения с ножным тормозом (8-скоростная). Повышенные общий комфорт и эффективность катания. Более высокая эффективность переключения даже при сильном натяжении цепи, обусловленном двигателями электровелосипедов E-bike.

Многоскоростная втулка SG-C6001-8R с внутренним механизмом переключения для применения с роллерным тормозом (8-скоростная). Повышенные общий комфорт и эффективность катания. Более высокая эффективность переключения даже при сильном натяжении цепи, обусловленном двигателями электровелосипедов E-bi

Многоскоростная втулка SG-C6001-8R с внутренним механизмом переключения для применения с роллерным тормозом (8-скоростная). Повышенные общий комфорт и эффективность катания. Более высокая эффективность переключения даже при сильном натяжении цепи, обусловленном двигателями электровелосипедов E-bi

Задняя втулка SG-3C41 INTER-3 для применения с ножным тормозом (3-скоростная). Внутренняя смазочная муфта, вариант для ножного тормоза. Встроенный ножной тормоз. Встроенный механизм поддержки переключения. Антикоррозийное покрытие.

Серия SHIMANO NEXUS

Задняя втулка SG-3D55 INTER-3 для применения с дисковым тормозом (3-скоростная). Многоскоростная втулка, вариант для дискового тормоза. Встроенный механизм поддержки переключения. Алюминиевый корпус втулки. Система крепления ротора CENTER LOCK.

Серия SHIMANO NEXUS

Задняя втулка SG-3R40 INTER-3 для применения с роллерным тормозом (3-скоростная). Внутреннее переключение передач. Переключение передач не зависит от педалирования. Переключение передач возможно в любое время, стоя на месте, крутя педали или при спуске с горы. Механизм модулятора переключения, де

Задняя втулка SG-3R40 INTER-3 для применения с роллерным тормозом (3-скоростная). Внутреннее переключение передач. Переключение передач не зависит от педалирования. Переключение передач возможно в любое время, стоя на месте, крутя педали или при спуске с горы. Механизм модулятора переключения, де

Задняя втулка SG-3R40 INTER-3 для применения с роллерным тормозом (3-скоростная). Внутреннее переключение передач. Переключение передач не зависит от педалирования. Переключение передач возможно в любое время, стоя на месте, крутя педали или при спуске с горы. Механизм модулятора переключения, де

Задняя втулка SG-3C41 INTER-3 для применения с ножным тормозом (3-скоростная). Внутренняя смазочная муфта, вариант для ножного тормоза. Встроенный ножной тормоз. Встроенный механизм поддержки переключения.

Серия SHIMANO NEXUS

Номер модели SG-3C41

Задняя втулка SG-3C41 INTER-3 для применения с ножным тормозом (3-скоростная). Внутренняя смазочная муфта, вариант для ножного тормоза. Встроенный ножной тормоз. Встроенный механизм поддержки переключения. Антикоррозийное покрытие.

Серия SHIMANO NEXUS

Задняя втулка SG-3C41 INTER-3 для применения с ножным тормозом (3-скоростная). Внутренняя смазочная муфта, вариант для ножного тормоза. Встроенный ножной тормоз. Встроенный механизм поддержки переключения.

Серия SHIMANO NEXUS

Номер модели SG-3C41

Многоскоростная втулка SG-C6001-8D с внутренним механизмом переключения для применения с дисковым тормозом (8-скоростная). Повышенные общий комфорт и эффективность катания. Более высокая эффективность переключения даже при сильном натяжении цепи, обусловленном двигателями электровелосипедов E-bik

Купить планетарную втулку на велосипед

В интернет магазине СтелсВело можно купить планетарную скоростную втулку для велосипеда по низким ценам.

Доставляем планетарные втулки для велосипеда по Москве и Московской области курьером или по всей России транспортной компанией

Мы работаем с различными транспортными компаниями, чтобы минимизировать ваши расходы на пересылку. Уточнить стоимость доставки до своего города вы можете по телефону 8 (800) 500-13-42 (бесплатно по России), или сделайте заказ на нашем сайте, мы всё рассчитаем и свяжемся с вами

Что такое планетарная втулка?

Планетарная втулка (internal hub) — это сложная система переключения скоростей для велосипеда. Она более надежная и долговечная, нежели обычная втулка, но очень плохо реагирует на сверхнагрузки, поэтому их не использвуют в соревнованиях или экстремальном катании. Самые продвинутые модели (например некоторые Dutch байки) обладают 7и ступенчатыми планетарными втулками, а на упрощенные ситибайки (или складные) ставят 3х ступенчатые. В таких втулках механизм и звезды находятся в смазке под защитной оболочкой, а сама система напоминает коробку передач автомобиля.

Патент на планетарную втулку датируется 1880м годом. Впервые такие втулки использовали на трехколесных мотоциклах. 1895м американским инженером была изобретена компактная 2х скоростная планетарная втулка, так и не нашедшая успеха на рынке. Уже в начале 20го века количество скоростей увеличилось до 3 (автор — компания Sturmey-Archer). В 1930е годы рынок был полон планетарками, практически на каждом велосипеде стояла такая втулка (особенной популярности они пользовались в Великобритании, Голландии, Германии, Скандинавии). Позже появились переключатели скоростей и кассеты, устанавливаемые на втулки. Благодаря свое дешевизне и неприхотливостью такая система вскоре вытеснила планетарные втулки.

Компания Sturmey-Archer (одни из основных производителей планетарок, разработала 3- и 5- скоростные системы ещ в 1987, в то время как Shimano только закончили работу над 3х скоростными втулками. В последнее время они вновь начали обретать популярность и все больше компаний выпускают на рынок планетарные втулки. Основными из них являются Sturmey-Archer, Rohloff, Shimano, Sram (с купленной в 2001м Fichtel & Sachs), Bendix (выпускала втулки с 1950 по 1970 гг) . а также NuVinci с их уникальной системой «CVP» (прочесть про нее можно здесь … ).

Сравним достижения компаний:

  • Sturmey-Archer: 3,5 и 8 ступенчатые втулки
  • SRAM: 3, 5, 7 и 9
  • Shimano: 3, 7, 8 (и обещанная 11и)
  • Rohloff :14и скоростная

Несомнено в этой сфере лидирует компания Rohloff, про их вутлку мы уже писали, прочесть эту статью можно здесь …

Основные элементы:

  • Солнечная шестерня: находится в центре (зеленая на рисунке) — это и есть ось колеса.
  • Водило: жёстко фиксирует друг относительно друга оси нескольких планетарных шестерён (сателлитов) одинакового размера, находящихся в зацеплении с солнечной шестерней (синие).
  • Кольцевая шестерня (эпицикл): внешнее зубчатое колесо, имеющее внутреннее зацепление с планетарными шестернями (красная) — приводится в действие цепью.

Планетарная передача в режиме повышения скорости. Водило (синее) вращается внешним источником. Усилие снимается с солнечной шестерни (зеленая), в то время как кольцевая шестерня (красная) закреплена неподвижно. Красные метки показывают вращение входного вала на 45°.

Преимущества планетарных втулок:

  • Механизм переключения передач полностью спрятан внутри корпуса втулки заднего колеса, что позволяет защитить его от попадания грязи. За счет этого долговечность деталей существенно повышается.
  • Возможно переключение передач даже тогда, когда вы стоите на месте.
  • Используются цепи и звездочки обычной ширины (для односкоростных велосипедов). Цепь постоянно идет прямо. Используются звездочки с высоким профилем зубьев. Все это сказывается на увеличении ресурса цепей и звездочек.
  • Механизм переключения передач и встроенный тормоз в таких системах необслуживаемый, что упрощает эксплуатацию велосипеда.
  • Высокий ресурс втулок, детали которых работают в масляной ванне.

Недостатки:

  • Самый большой недостаток многоскоростных втулок с планетарным механизмом – это их большой вес: такие втулки в два-четыре раза тяжелее обычных задних втулок горного велосипеда. Правда, нужно отметить тот факт, что отпадает необходимость в ряде деталей трансмиссии, например переключателях передач, так что реальная разница в весе не столь велика.
  • Сложный шестеренный механизм имеет достаточно высокое трение, что обуславливает пониженный КПД. Эти свойства стали определяющими для отказа от использования таких втулок на спортивных велосипедах.
  • Планетарные втулки все же не предназначены для работы в экстремальных условиях и, к тому же, они почти неремонтопригодны нигде кроме специализированного велосервиса.

Комбинированные втулки:

Подобные эксперименты провела американская компания SRAM. SRAM DualDrive сочетает в себе внутренний и внешний приводы. Суть его состоит в том, что с трехскоростной планетарной втулкой комбинируется 8- или 9-скоростная кассета и обычный задний переключатель передач. Вся система управляется одной рукой при помощи комбинированной манетки: вращающаяся ручка (gripshift) управляет внешним переключением, а дополнительный рычаг внутренним.

В 2006 году подобная система появилась и у Shimano – Nexave Intego.


Соотношение передач на примере втулки Shimano Alfine:

8 1.615:1
7 1.419:1
6 1.223:1
5 1:1
4 0.851:1
3 0.748:1
2 0.644:1
1 0.527:1

Примерные цены:

  • Shimano Alfine 6000-8000 руб.
  • Shimano Nexus 5000-6000 руб.
  • SRAM i-Motion 15 000 — 20 000 руб.
  • SRAM Spectro 5000 — 6000 руб.
  • Sturmey Archer 2500 — 4000 руб.
  • Rohloff 40 000 — 50 000 руб.
  • NuVinci CVP 15 000 — 20 000 руб.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector